Представители власти, закона, науки — о том, какие вопросы нужно вынести на обсуждение в ходе общенационального диалога

Самое время снова «обучить и воспитать»

Наиболее обсуждаемая тема информационного поля последних недель — проведение Всебелорусского народного собрания. Это площадка для обсуждения актуальных вопросов сообща, открыто и правдиво. В ходе общенационального диалога будет разработана стратегия развития страны на пять лет не только в социально-экономическом срезе, но и общественно-политическом, как того требует время. Ведь неспроста самый масштабный форум страны окрестили народным вече — Правительство, депутаты, представители общественных организаций, простые труженики будут советоваться и строить дальнейшие планы. Как сказал наш Президент, это отчет перед всеми белорусами, а потому не только откровенно будут названы достижения, но и проанализированы недоработки. Традиционно — реальный взгляд на проблемы. Корреспонденты «СГ» спросили, какие именно темы нужно поднять в ходе народного диалога.

Михаил АНТОНЕНКО, завсектором социального развития села Института системных исследований в АПК НАН Беларуси:

— Предложение Главы государства сделать Всебелорусское народное собрание конституционным органом, который контролировал бы главные направления развития нашего общества, считаю своевременным. Подобным образом развиваются западные демократии, где таким органом можно назвать финансовый капитал, а его владельцы контролируют и направляют внутреннюю и внешнюю политику государственной власти. Однако там полномочия этого органа конституционно не закреплены.

В нашей стране производство материальных благ и земля находятся в собственности государства. Если контроль над ними от Президента передать Правительству, то, весьма вероятно, события будут развиваться по западной модели демократии. К слову, так было во всех постсоветских республиках. Считаю, чтобы не допустить такого поворота, надо эти полномочия передать Всебелорусскому народному собранию. Этот конституционный орган станет главным хранителем финансовых общественных фондов — экономической основы независимости страны, национальной свободы и благосостояния белорусского народа.

Людмила КАНАНОВИЧ, председатель Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей:

— В программе деятельности Правительства на будущую пятилетку целый блок направлен на создание достойных условий для жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями и физически ослабленным здоровьем и тех, кто нуждается в особой поддержке государства. Мы говорим о доступной среде для инвалидов как о возможности свободно посетить спортивные, культурные и торговые объекты. Задача всех государственных органов — создать универсальную среду, чтобы каждый человек имел возможность реализоваться. Изменения должны коснуться и обеспечения социальных гарантий для пожилых граждан, у которых есть различные проблемы со здоровьем. Наша задача — создать все условия, чтобы они находились в социуме.

Время диктует новые требования. В принятом депутатами в первом чтении законопроекте «О правах инвалидов и их социальной интеграции» предусмотрена глава, в которой сделан акцент на инклюзивном образовании и содержащая гарантии в сфере трудовых отношений. Норма, при которой таким гражданам будут бронироваться рабочие места, поможет создать для них максимально равные условия на рынке труда.

Для поддержки родителей, которые воспитывают детей-инвалидов, предусмотрены дополнительные гарантии в виде досрочного выхода на пенсию по возрасту на пять лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Снижены требования по продолжительности страхового стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии. Ведь порой для женщины, у которой ребенок — инвалид с детства, даже пять лет стажа выработать сложно. Кроме того, благодаря нововведению, которое появилось в этом году в Трудовом кодексе, есть возможность работать в дистанционном режиме.

Виктор МОРОЗОВ, прокурор Гомельской области, государственный советник юстиции:


— Бело-красно-белый флаг — это фашистская символика. Ее нужно приравнять к запрещенным сегодня в Беларуси свастике и другой нацистской символике. В октябре этого года мною инициирована научно-практическая конференция, в которой принимали участие историки, идеологи и общественники. В выступлении опирался на факты подробно изученных послевоенных уголовных дел о злодеяниях пособников немецко-фашистских захватчиков — полицаев. Их отряды зверски издевались над семьями партизан и простыми жителями Гомельщины. Одна только «Белая команда» Александра Буглая убила почти три тысячи человек. За проведение карательных операций членам таких банд вручали медали и разрешали в знак почета носить бело-красную повязку.

Как гражданина меня не может не волновать то, что происходит в Беларуси. С содроганием сердца я и мои близкие наблюдаем за тем, как молодежь, не знающая истории, выходит на «мирные» митинги под символикой фашистов. Бчб-флаг, под которым сегодня разгуливают «змагары», создан искусственно сто лет назад. Его навязывали создатели так называемой Белорусской народной республики. Навязывает его с начала 1990-х и партия БНФ. Но не кажется ли вам, что этот флаг подозрительно похож на польский? А зачем нам чужая символика, тем более связанная ассоциативно со зверствами полицаев? Еще в 1995 году на референдуме белорусский народ выбрал для себя нынешние государственные флаг и герб. Считаю, выбор большинства нужно уважать. То же самое могу сказать про герб «Погоня», бывший геральдический знак Великого Княжества Литовского, ставший впоследствии гербом Литвы. Зачем нам чужой, если есть свой? Кажется, уже все пришли к единому мнению, что во время Великой Отечественной войны бело-красно-белый флаг себя скомпрометировал. Парламент готовит для рассмотрения изменения в закон об экстремизме. На обсуждение выносится тема ответственности за пропаганду нацистской символики. Стоило бы поднять вопрос о внесении туда бчб-флага.

Александр ШМЕЛЕВ, подполковник, ветеран Вооруженных Сил Республики Беларусь:

— Убежден, нужно усилить роль патриотического воспитания молодого поколения. Когда-то педагог Макаренко ввел принцип «обучить и воспитать». В те времена он был основан на безграмотности людей, поэтому на первом месте стояла цель — обучить. То есть ликвидировать безграмотность, научить рабочего и крестьянина управлять техникой. С той поры многое изменилось, однако и поныне во главу угла ставится именно образование. Благодаря этому, безусловно, мы добились определенных успехов: абсолютное большинство выпускников поступают в вузы, дети еще до школы умеют писать и читать, пользоваться компьютером. Но такой важный момент, как воспитание, мы начали упускать. Думаю, именно такие занятия нужно ввести на всех уровнях получения образования, начиная с детского сада. Говорю об этом как человек, который всю жизнь занимался политработой в армии, а затем почти 30 лет был преподавателем в техникуме.

Приведу незамысловатый пример: в середине октября вместе с делегацией из Гомельской области участвовал в митинге ветеранов Вооруженных Сил в поддержку Главы государства в Минске. Собравшись у Дома офицеров, мы колонной прошли по проспекту Независимости к Дому Правительства. У памятника Ленину призвали общественность сохранить страну и мирное небо над ней. Затем направились к площади Победы. Во время шествия наша колонна пересеклась с протестующими. Когда мы вплотную к ним подошли, то, присмотревшись, в их рядах я увидел несколько пожилых женщин и совсем молоденьких девушек. И они, идя на поводу у деструктивных провокационных интернет-каналов, выкрикивали оскорбления в наш адрес, в том числе матерные... Было очень неприятно и горько слышать это. Уверен, что в основной своей массе наша молодежь культурная, не позволит себе подобного по отношению к пожилым людям. Но чтобы исключить подобные выпады наверняка, нужно возобновить воспитательные занятия в учебных заведениях на законодательном уровне.

kapustina@sb.by

veselukha@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter