Теорию "чем товар дешевле, тем больше готовность людей его покупать" в два счета разбивает практика

Самое своё

Теорию "чем товар дешевле, тем больше готовность людей его покупать"  в два счета разбивает практика
Объективный закон спроса: чем товар дешевле, тем больше готовность людей его покупать — учит экономическая теория, которую в два счета разбивает практика. Хотите доказательств? Сколько угодно. Возвращаюсь как–то из командировки электричкой из Барановичей. Место отправления в данном случае важно. Именно в этом городе находится известное на всю страну ОАО «Бархим» по выпуску стиральных порошков и других полезных в быту товаров. Когда в вагон вошел парень с микрофоном и стал предлагать пассажирам средство для чистки засоров в трубах, у меня даже не возникло сомнений: это торговый агент барановичского завода. Даже успела порадоваться: вот, думаю, молодцы бархимовцы, не спят в шапку, новые формы оперативного сбыта освоили. Из рук в руки.

«Один пакетик — 15 тысяч рублей, три по акции — 30 тысяч», — декламировал хорошо поставленным голосом продавец, приговаривая, что сам давно таким средством пользуется и плохого никогда бы не советовал. Скучающие в дороге пассажиры (а в электричках ездит далеко не богатый люд) активно покупали, причем сразу по три. Однако каково было мое разочарование, когда в графе «изготовитель» обнаружила адрес некоего российского ООО. Ничего себе, с вызовом, под носом у конкурента орудуют! Любопытство привело меня в хозотдел ЦУМа. Сравнила цены. Оказалось, покупатели в электричке переплатили даже за каждый, так сказать, «акционный» пакетик вдвое. А наш «Крот» втрое дешевле. Однако есть важное «но». Продается и, как выяснила, производится барановичский «Крот» исключительно в жидком виде. Причем неизменно вот уже 15 лет. Завидное постоянство. Только вот похвальное ли? Вряд ли 750–граммовая банка химиката пошла бы нарасхват в электричке, а 50–граммовый пакетик сыпучего вещества легко помещается в любой дамской сумочке. В технологическом отделе ОАО «Бархим» искренне поблагодарили за предложение освоить выпуск сухого препарата и пообещали рассмотреть такую возможность. Будем ждать.

Эпизод второй. Помогая приятельнице выбирать фугу для керамической плитки, узнала, что этот стройматериал не только возят из Польши, но и фасуют в Гродно. Товар стал «Народной маркой 2015 года». И разница в цене между нашей затиркой для швов и заграничной такая же, как и в случае с «Кротом». Трехкратная. 2 килограмма польской фуги обойдутся в 100 тысяч рублей. Наш аналог — 33 — 37 тысяч в зависимости от цвета. Однако поиск дешевой фуги превратился в детектив–расследование. Как выяснилось, ее у нас выпускают 20 цветов. Но не удалось найти ни одного ни на строительном рынке, ни в специализированных магазинах по реализации плитки, в том числе и отечественной, и даже в строительном гипермаркете ее не было. Всюду только польская и дорогая. Каким–то чудом обнаружили пару пакетов белой и серой на прилавке в ЦУМе, где, похоже, строго соблюдают ассортиментные перечни товаров отечественного производства. «Может, качество не то?» — интересуюсь у производителя. Нет, говорит менеджер, почти полный аналог. Оптом на стройки идет хорошо. Но рынки не хотят с компанией работать, у них есть давно налаженные связи, да и чем выше цена, тем больше надбавка. Продавать дешевый товар мелким частникам, торгующим на арендованных площадях, невыгодно. Так аренду не отбить. А специализированным плиточным магазинам требуется больший ассортимент, который пока могут предложить только польские поставщики. В общем, услышала массу каких–то объективных причин, а в итоге за 2 кг польской фуги голубого цвета выложили 100 тысяч рублей.

Этот видеоряд, как буквально на ровном месте проигрывает конкурентную борьбу наш товар на собственном рынке, попирая все законы экономики и даже не взирая на низкие цены, могу продолжить. Скажем, в шаговой доступности от Дома прессы в Минске в течение года закрылись три давно известных местным старожилам магазина: фирменный фурнитурного завода, «Подарки» и хлебный. Что между ними общего? По возможности предлагали свое. Однако нынче на фурнитурном — замок, только в одном крыле открылся ларек по продаже разливного пива. Три четверти площади «Подарков» вольготно разделили два заграничных бренда спортивной одежды и обуви. И бывший хлебный стал частью торгового зала очередного сетевого гипермаркета. Фирму, которая там торговала, как сообщили продавцы, выкупила сеть с иностранным капиталом. А помните «Лакомку»? Говорят, и этот легендарный магазин сладостей на проспекте Независимости под угрозой закрытия. Правда, городские власти обещают сохранить профиль торговой точки, но под чьей маркой — вопрос...

aelita@sb.by 

Советская Белоруссия № 45 (24927). Пятница, 11 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter