Самое сильное звено

Торговая  отрасль  рассматривается  в  качестве  локомотива,  способного  вытянуть  все  сектора  кооперативной  экономики

Торговая  отрасль  рассматривается  в  качестве  локомотива,  способного  вытянуть  все  сектора  кооперативной  экономики 

В современных условиях происходит, образно говоря, переоценка ценностей. Многие казавшиеся незыблемыми  постулаты подвергаются сомнению, меняются взгляды на те или иные события, глобальные перемены затрагивают практически все сферы деятельности. В связи с этим требуется концептуальное переосмысление роли и места потребительской кооперации в системе общественно-хозяйственных координат страны, четкое определение приоритетных направлений развития, путей и средств достижения поставленных целей. Такая попытка была предпринята в учреждении «НИИ Белкоопсоюза». О наиболее актуальных вопросах предлагаемой концепции рассказал директор института кандидат экономических наук Геннадий Германович

По словам Геннадия Германовича, Белкоопсоюз, который с 1992 года является полноправным членом Международного кооперативного альянса,  занимает важное место в системе социально-экономических отношений и жизнеобеспечения жителей республики. О его потенциальных возможностях можно судить хотя бы по тому, что 1,4 миллиона человек – пайщики потребкооперации. Это, между прочим, 14 процентов населения страны. В пятнадцати основных отраслях и других кооперативных видах деятельности занято 100,8 тысячи работников. В 2006 году выручка от реализации товаров, работ и услуг достигла 5 триллионов рублей, из которых 3,4 триллиона, или 68 процентов, приходится на долю розничного товарооборота. Белкоопсоюз располагает 11,3 тысячи розничных торговых предприятий и 2,9 тысячи общественного питания, что составляет соответственно 32,1 и 26,9 процента от всех имеющихся в республике аналогичных объектов. Стоимость основных средств потребкооперации оценивается почти в 1,3 триллиона рублей. 

Экономический потенциал, как видим, весьма значительный, что позволяет отнести Белкоопсоюз к наиболее крупным хозяйствующим субъектам Беларуси. По данным проекта «Глобал-300», реализуемого Международным кооперативным альянсом, среди трехсот включенных в него ведущих национальных и региональных организаций в 2005 году только по объемам розничного товарооборота Белорусский республиканский союз потребительских обществ находился на 118-й позиции. Для сравнения: годом раньше занимал 225-ю строчку. Поэтому прогресс очевиден, а значит, не ошиблись в выборе основных направлений развития отрасли торговли и, как следствие, в целом системы потребительской кооперации республики. 

Известно, что хозяйственный кооперативный комплекс включает розничную, оптовую и внешнюю торговлю, общественное питание, промышленность, заготовки, производство клеточной пушнины, сельское подсобное хозяйство, строительство, транспорт. К сфере распределительных отношений в потребительской кооперации относятся финансовая и страховая деятельность, социальные функции, связанные с оплатой труда, здравоохранением, учреждения науки и образования. При этом, подчеркнул Геннадий Германович, развитие различных отраслей и сфер деятельности происходит не разрозненно, а носит четко выраженный интеграционный характер. В конечном же итоге, по его мнению, все они работают на торговлю. Вот конкретные цифры и факты. В 2006 году, например, вклад розничной и оптовой торговли в совокупный показатель выручки от реализации товаров, работ и услуг составил 74,6 процента, причем на протяжении ряда лет прослеживается положительная динамика роста. Показательно и то, что позитивные тенденции стали проявляться также в кооперативном опте, удельный вес которого увеличился на 1,3 процента и достиг 13,6 процента. Это, замечу, значительно выше, чем, например, доля в общем объеме выручки общественного питания (7,1 процента) и других отраслей потребкооперации. 

— Социально-экономическая политика Белкоопсоюза и кооперативных организаций, — отметил Геннадий Германович, — не ограничивается только решением текущих проблем. Она ориентируется прежде всего на долгосрочные стратегические цели потребительской кооперации на основе уже достигнутой устойчивой стабильности в торговом обслуживании населения. 

Геннадий Васильевич обратил внимание на то, что сегодня тенденции развития экономического потенциала субъектов хозяйствования, в том числе потребительской кооперации, характеризует в первую очередь объем валового внутреннего продукта, его структура и доля, которую конкретная организация занимает в совокупной выручке от реализации товаров, работ, услуг в ВВП региона. Формирование этих показателей определяет новые подходы к созданию условий для устойчивого развития и поддержания конкурентоспособности субъектов рынка в XXI веке. При этом отмечается постоянный рост удельного веса сферы услуг в валовом внутреннем продукте. На начало нового тысячелетия в ВВП США, например, доля услуг составляла 74,3 процента, Франции – 71,8, Швеции – 71, Англии – 72, Люксембурга – 80 процентов. Очевидно, что отмеченные тенденции формирования валового внутреннего продукта будут определять характер развития экономики в том числе и Беларуси, и в частности потребительской кооперации. По данным Министерства статистики и анализа, в 2006 году доля услуг занимала 43 процента в ВВП республики, в структуре которых торговля и общественное питание – 43 и 10,3 процента соответственно. 

В связи с этим, по словам Геннадия Германовича, для потребительской кооперации актуален вопрос о сроках, характере и темпах развития оказываемых услуг. В 2006 году их объем в целом по Белкоопсоюзу составил 30,3 миллиарда рублей. Темп роста – 23,8 процента по сравнению с предыдущим годом. Весьма показательны и такие данные: в течение 2005–2006 годов объем платных услуг увеличился на 158,4 процента, в том числе бытовых – на 186,1 процента, или почти в два раза. Однако, по мнению Геннадия Германовича, эти показатели достигнуты фактически на старте. Удельный вес услуг в ВВП Белкоопсоюза в 2006 году составил всего лишь 1,9 процента, а в общей выручке от реализации товаров, работ и услуг и того меньше – 0,6 процента. Причем, что особенно прискорбно, в целом по республике показатели намного выше, не говоря уже о странах — лидерах рыночной экономики. Особенно сложная ситуация по развитию бытовых услуг сложилась в Могилевском, Минском и Гродненском облпотребсоюзах. 

В НИИ Белкоопсоюза считают, что кооперативная торговля должна взять на себя роль локомотива и стимулировать реализацию товаров посредством использования возможностей всех других отраслей, в которых, в свою очередь, получат дальнейшее развитие платные услуги. Кроме того, требуется внести коррективы в структуру отчетности. Что имеется в виду? В 2006 году, например, кооперативный транспорт оказал услуг населению на 18 миллиардов рублей. Однако не представляется возможным проанализировать, сколько при этом было получено выручки от завоза товаров непосредственно на дом, тех же, допустим, стройматериалов. Между тем в общей выручке транспортной отрасли услуги занимают 17,2 процента, что очень важно. Ведь доля кооперативного транспорта в выручке в целом по Белкоопсоюзу сокращается. Аналогичные тенденции прослеживаются также в общественном питании, заготовках, промышленности, которые за счет более эффективного развития сферы услуг могли бы заметно улучшить положение. 

Несмотря на некоторое оживление в работе строительной отрасли, ее вклад в общую кооперативную копилку тоже пока что достаточно скромен. Неоднозначные процессы происходят и в кооперативной промышленности, доля которой в совокупной выручке от реализации в последние годы уменьшилась. В 2006 году, к примеру, до 7,5 процента, в результате чего недополучено выручки на 50,4 миллиарда рублей. 

Еще в первой половине 90-х годов прошлого века предпринималась попытка осуществления проекта по созданию промышленного предприятия Белкоопсоюза для переработки пушнины в готовые изделия из сырья собственных звероводческих хозяйств. Для информации: такую идею удалось реализовать в известном в республике сельхозпредприятии «Прогресс» Гродненского района. Производимыми там товарами из пушнины восхищаются москвичи и, в частности, кутюрье Вячеслав Зайцев. Надо полагать, кооперативная продукция была бы не хуже, но хорошая задумка так и осталась только на бумаге. 

В 2006 году доля заготовок в общем объеме выручки от реализации товаров, работ и услуг сократилась незначительно, на 0,12 процента. Тем не менее недополучено 6 миллиардов рублей, из которых не менее 30 процентов, или 1,8 миллиарда, было бы выплачено населению. 

По мнению Геннадия Германовича, различия в темпах и пропорциях развития отраслей деятельности и региональных кооперативных организаций носят объективный характер. Однако нельзя допускать, чтобы нежелательные тенденции превращались в отрицательные закономерности. Как это случилось в 90-х годах, например, с численностью занятых в системе потребкооперации работников, когда повсеместно шло их повальное сокращение. Признаки определенной стабилизации стали отмечаться лишь в последние годы. Примечательно, что в торговле среднесписочная численность в 2006 году осталась практически на уровне предыдущего года и составила 41,8 тысячи человек. При этом удельный вес работников торговли в общей численности возрос с 48,5 до 49,2 процента. 

По предварительным расчетам, в 2010 году численность работников кооперативной торговли должна достигнуть 46,8 тысячи человек. К 2015 году она возрастет до 51,6, а к 2020-му – до 55,9 тысячи. Нетрудно подсчитать, что за пятнадцать лет количество работников отрасли увеличится на 10 тысяч человек. Применительно к райпо это 5–6 человек в год. Фактически ежегодно дополнительно к имеющимся должно вводиться за счет строительства или реконструкции одно новое торговое предприятие, отвечающее требованиям современного мерчандайзинга. Кстати, именно на таких принципах работает сегодня универсам «Центральный» Поставского райпо, ряд магазинов Лунинецкого, Лепельского, Глубокского и ряда других потребительских обществ. 

Пути, формы и методы, конкретные инновационные и инвестиционные проекты, пропорции и соотношения объемов капитальных вложений по отраслям и регионам нашли свое отражение в отраслевых программах Белкоопсоюза на период до 2010 года. При этом, ни в коей мере не умаляя вклада других сфер кооперативной деятельности, в учреждении «НИИ Белкоопсоюза» все-таки констатируют, что основу инновационного развития составит торговля. Она и есть, образно говоря, то главное звено в цепи, ухватившись за которое можно вытащить всю цепь. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter