Самое главное слово

Завтра — День матери, самого главного человека в жизни каждого...

— А чего ты еще ждешь в жизни?


— Я жду... ребенка.


Помните эти слова мамы десятерых детей из фильма «Однажды 20 лет спустя»? Немногие решаются на такой подвиг. Только 5 процентов семей воспитывают троих и более наследников. А если мама с ограниченными возможностями здоровья? Тогда это подвиг вдвойне. Действительно отважный шаг. Но ни одна не скажет, что быть многодетной — геройство. Для них это — бесконечное счастье. Завтра — День матери, самого главного человека в жизни каждого. И накануне этого доброго праздника мы встретились с мамами особыми, самыми ласковыми, самыми–самыми...


Преграды — это условность


Отсутствие зрения Ольге Полошовец не мешало никогда. А муж так и вовсе не считал это недостатком. В ней было столько уверенности в себе, что никто не сомневался: добьется всего, чего захочет. Она не могла читать книг, лишь через лупу небольшой текст. Но это не помешало ей получить педагогическое и юридическое образование. «Договаривалась с одногруппниками — и они мне читали. Я не допускала никакого попустительства в отношении учебы. И одна из немногих окончила с красным дипломом. Сыграли амбиции», — вспоминает Ольга. Она открыла свой туристический бизнес, организовывала поездки в Крым, Испанию, Францию, Турцию. Но ее главная цель в жизни была — дети. И она знала, что если родит, то окончательно ослепнет...


Потемнело в глазах у Ольги после рождения второго сына. Только очень редко она могла увидеть, откуда падает свет. «И поскольку терять мне уже было нечего, а детей еще хотелось, у нас родился еще и замечательный Миша», — обнимает она годовалого карапуза. Конечно, бывают моменты, когда больно и обидно: если лица первых двух сыновей она помнит, то третьего вообще не видела. Но Ольга не склонна долго жалеть себя. Научилась видеть не только глазами. И может описать своих детей лучше других мам: какие мягкие волосы у Коли, как пахнет молоком и печеньем Миша, какой звонкий голос у Димы...


— Все мои переживания закончились, когда я отказалась идти в ресторан с однокурсниками после защиты диплома. Раскисла. За мной заехал староста группы и сказал: «Я тебе даю полчаса, если ты за это время не переоденешься, пойдешь в чем есть». В результате я вместе со всеми танцевала, отдыхала и поняла, что мои переживания — глупость, с потерей зрения я не потеряла ровно ничего. Главное — желание. А преграды — это условность, — вспоминает Ольга.


Ольге, безусловно, тяжелее, чем обычной маме. Потому что одно дело — окинуть взглядом, и совсем другое — все на ощупь, на слух. Она вынуждена думать на 10 шагов вперед. Но все — дело привычки. У нее и в дамской сумочке идеальный порядок. И лекарства лежат так, чтобы лишь руку протянуть. Да ведь и одна она теперь никогда не остается.


— У меня есть три пары живых глаз, и они следят и друг за другом, и за мной, чтобы и прическа аккуратная была, и чтобы не оступилась, — смеется Ольга.


Дети мамой гордятся. Ведь она разбирается даже в компьютерных играх, с помощью голосовой программы легко пользуется интернетом, умеет кататься на коньках, может на голос проехаться на велосипеде по стадиону и даже делает с детьми поделки. При этом, как и любая женщина, не позволяет себе выглядеть небрежно, делает маникюр, обожает ходить по магазинам, выбирая наряды на свой вкус: «Мне главное — описать цвет, а все остальное пойму по фактуре ткани и крою».


А еще Ольга любит путешествовать. В этом году она одна с тремя детьми поехала в Евпаторию.


— Взяли коляску, хорошее настроение и благополучно две недели отдыхали. Для меня слово «знакомо» — это дело пяти минут. Настолько быстро ориентируюсь. Что не могу осилить, так это одной ездить. Стесняюсь ходить с тростью... А с детьми — куда угодно. Они — мои глаза, я — их экскурсовод, — говорит Ольга.


Врачам наперекор


Знаете, какая Людмила Пулко мама? «Красивущая!» — в один голос говорят сыновья и муж. А еще, на их взгляд, счастливая. Когда на нее смотришь, она действительно так и светится. Хотя на ее долю выпало столько несчастий! Люда не пала духом, когда в 21 год ее сбила машина. Врачи по кусочкам складывали — три позвонка были раздроблены! Кто бы мог подумать, что после 11 операций она не только заново научится ходить, получит три диплома о высшем образовании, станет учителем, счастливо выйдет замуж, но и двоих сыновей родит? Врачи дали 90 процентов, что не сможет выносить ребенка, — ног–то не чувствует. А из–за слабых почек беременность вообще может стоить ей жизни. Но для Люды ребенок был важнее. В поликлинику даже престарелую мать вызвали, чтобы она вразумила взрослую дочь. Но Надежда Адамовна верила, что на все воля божья, и переубеждать Людмилу не стала. Бросила дом в Мире и переехала в Минск, чтобы в любую минуту быть ей опорой. А в итоге сперва в семье появился Ваня, а через два года — Коля.


Воспитывали мальчишек в шесть рук, снимая с Людмилы малейшую физическую нагрузку. А та нагрузила себя умственным трудом. Как говорит бабушка: «Не ўпынiць было». И в школе преподавала, и классом руководила, и в детском саду кружок английского вела, и в институте квалификацию повышала, и в автошколе занималась (очередь на автомобиль для инвалидов подходила). Мальчишки еще в 1–й класс не пошли, как судьба опять послала Людмиле тяжелейшее испытание: опухоль мозга. И врачи снова отводили глаза. На операцию шла с надеждой продлить жизнь на месяц–два–три... Когда же Люда появилась на обследовании спустя 3,5 года, все обомлели: по статистике, только 18 процентов с глиобластомой головного мозга жили еще 2 года, три — тогда еще никто. Симпозиум собрали — и ничего не нашли. Но от умственных нагрузок все же посоветовали воздержаться. Так что в школу Людмилу муж после того не пустил. Хотя она все равно какое–то время продолжала заниматься репетиторством.


«Она так классно учит, и я горжусь, что она учитель, хоть и строгая», — говорит 8–летний сын Николай. Мальчишки маму берегут. Даже обижаются, если она делает что–то без их помощи. «Я стараюсь маму не расстраивать, потому что знаю, что ей это вредно», — признается Ваня. И мама знает, что в плохой оценке ему неимоверно сложно признаться. Зато по каратэ — медали с каждого соревнования. И я понимаю, что Людмила на самом деле — самая счастливая. Потому что, только пройдя все круги ада, можно разглядеть, что есть для нас на самом деле счастье.


Слушая сердцем


Ольга Богданович потеряла слух еще в детстве после тяжелой болезни. Говорят, что глухие и слышащие живут в двух разных мирах, разделенных стеклянной стеной. Нам, познающим мир всеми пятью чувствами, сложно представить трудности человека, который не слышит телефонного звонка (тем более не может на него ответить), редко включает телевизор, потому что просто ничего не понимает, и даже поход в магазин или ЖЭС ставит его в тупик.


Но у Ольги три дочки — красивые, умные, совершенно здоровые. Папа все проверял, поднося будильник к малышкам: встрепенулась — значит, слышит. Мама, увы, не могла им прочесть сказку или спеть колыбельную, но зато, вспоминает старшая, Юля, в детстве мама на языке жестов описывала картинки, много играла с ними в куклы, конструкторы, учила готовить. Папа включал мультфильмы, чтобы дети слышали речь. Помогали и слышащие бабушки. Девочки с рождения «варились» в двух мирах, свободно общаясь с одним — жестами, с другим — голосом. Мама с дочками понимают друг друга без слов.


— Сейчас проще, в семье появились переводчики, — переводит мамину речь старшая дочь Юля. — А когда были маленькие, даже с врачами, воспитателями, учителями общались только с помощью записок. А вызвать «скорую»? Лишь несколько лет назад появилась возможность сделать это через sms–сообщение.


Теперь даже бабушке стало проще общаться с дочкой: внучки все переведут и расскажут. И младшая сестра Милана уже росла в окружении двух нянек. В саду педагоги восхищались: малышка разговаривает лучше всех своих ровесников! Благодаря детям и мир мамы стал ярче и шире. Они ездят всей семьей в Жлобин в аквапарк, в кафе–пиццерии, ходят в кино.


Юля в детстве очень переживала, что мама не может услышать ее голос, представить, как поют птицы, мяукают кошки, расстраивалась, что все приходят на родительские собрания в школе, а мама — нет. Но зато никто, наверное, так не сможет передать свои чувства без слов, поддержать в трудную минуту без лишних нотаций, как она, признается Юля. Ольга хоть и не слышала, какое первое слово сказали ее дочки, но знает наверняка, что это было «мама».


Кстати


Накануне светлого праздника всех мам в редакцию пришло письмо со словами поздравлений от отдела ЗАГС администрации Октябрьского района г. Минска — всем матерям района и особенно тем, кто в этом году подарил жизнь пятому ребенку в семье: Оксане Анатольевне Савицкой, Татьяне Владимировне Качан и Виктории Викторовне Пташинской. «Желаем, чтобы каждая мама была для своих детей и другом, терпеливым наставником, опорой на пути познания мира. Ощутите в полной мере счастье материнства и научите своих детей быть счастливыми!» Присоединяемся к поздравлениям!


Цифра «СБ»


В 2011 году из всех родившихся 12,2 процента были третьими детьми и более.

 

Любимая песня вашей мамы?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter