Самое дорогое слово

У компании Apple в Китае статус почти иконический...

У компании Apple в Китае статус почти иконический: перед началом продаж каждого нового продукта вокруг официальных магазинов (которых на территории почти необъятной Поднебесной всего пять и один в Гонконге) очереди вьются не только днем, но и ночью. Стать владельцем обновленной версии iPhone и iPad хотят даже те, кому эти гаджеты категорически не по карману. Такова сила маркетинга.


У некоторой части китайцев, жаждущих стать счастливыми обладателями продукции Apple, маркетинговая политика компании, однако, вызывает непонимание. Китай — самый большой рынок для iPhone и iPad, поэтому логично было бы предположить, что громкие премьеры и начала продаж новых продуктов нужно устраивать именно здесь. А не тут–то было! Китай никогда еще не оказывался среди приглашенных на премьеру — обидно, да? Пренебрежение такое тем более непонятно, что практически все эти аппараты производятся именно в Китае. То ли из–за этой обиды, то ли по другой, куда более меркантильной причине, но обанкротившаяся китайская компания Proview подала в суд на знаменитый Apple и утверждает, что «яблочники» отгрызают от чужого плода: мол, все права на название iPad (что расшифровывается как Internet Personal Access Device — «прибор для персонального выхода в интернет») принадлежат китайцам, а за пользование чужими брэндами нужно платить. И немало.


Обычно происходит с точностью до наоборот: зарубежные компании, владеющие всемирно известными брэндами, обвиняют китайских коллег в подделках и неавторизованном использовании торговых марок. Так что дело Proview против Apple — всемирный прецедент.


На первый взгляд может показаться, что это — спор моськи и слона, Давида и Голиафа. Но раз лает на слона моська, значит, чувствует силу. Ну а чем закончился бой хрупкого Давида с мощным Голиафом, все знают. Сначала Apple от наскоков никому не известной да еще и обанкротившейся компании отмахивался, не воспринимая всерьез. И напрасно: китайцы–то играют на своей территории! И вот уже Apple из–за неразрешенного конфликта просит Amazon временно приостановить отправку планшетников в Китай. Дело принимает неожиданный (прежде всего для Голиафа) поворот.


Главное, что должен решить суд, — кому принадлежат права на слово iPad. Китайская компания Proview зарегистрировала его как свой товарный знак еще в 2000 году. Девять лет спустя Apple выкупила у тайваньского подразделения Proview права на использование слова iPad по всему миру и буквально месяц спустя объявила о начале выпуска высокотехнологичного продукта под этим именем. И в этот момент китайцы поняли, как сильно продешевили! Сделка осуществлялась через посредников (ох уж эти нам посредники!), которые заплатили за самое модное слово 2010 года всего 55 тысяч долларов США.


Компания Proview разорилась и в 2009 году перешла под внешнее управление, так что на самом деле за исками стоят ее крупнейшие кредиторы — Bank of China (государственный) и China Mingsheng Banking Corporation (частная финансовая структура). Потенциальные права на название iPad — самый дорогой актив компании и последний шанс кредиторов вернуть вложенные в нее деньги. Так что бой идет серьезный.


Речь, конечно, не идет о том, чтобы лишить Apple и ее поклонников полюбившегося всем названия, — речь о том, чтобы Apple купила права на название повторно, чтобы использовать на территории Китая. Но, понятно, уже за совсем другие деньги: 1,6 млрд. долларов, по 400 млн. за каждую букву. Сумма большая, но для Apple не астрономическая: в 2011 году по всему миру было продано 32 млн. iPad, выручка составила 20,4 млрд. долларов. Причем в самом Китае было продано 15 млн. планшетников — почти половина мировых продаж. А поскольку иск затрагивает не только продажи на важнейшем рынке, но и производство, то платить Apple, скорее всего, придется. Хотя, возможно, и не так много. Буквально на днях в Китай приезжал нынешний руководитель компании Тим Кук — в том числе разбираться с судебным иском и, как утверждают специалисты, в попытке прийти к мировому соглашению во внесудебном порядке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter