Источник: Знамя юности
Знамя юности

Врач анестезиолог-реаниматолог Татьяна Салей из Минска – о жизни и работе во время пандемии COVID-19

Самое большое желание – увидеть родных

– Относитесь внимательнее к здоровью – своему и своих близких
Случайных людей в медицине нет. В этом убеждаешься, глядя на врачей, которые сегодня борются с COVID-19. В их числе – анестезиолог-реаниматолог 10-й минской городской клинической больницы Татьяна Салей. О жизни и работе во время пандемии коронавируса – в монологе врача.

Об ответственности за свое здоровье

– Жаль, что многие игнорируют элементарные меры предосторожности: не носят маски в магазинах и общественном транспорте. Да, в жаркую погоду в защитной повязке тяжело дышать. Однако стоит иметь в виду: теплая погода никак не влияет на вирус. Люди продолжают болеть и при 30-градусной жаре. Поэтому стоит повременить с отдыхом на пляже или в битком набитых барах и кафе. 

Откуда такая легкомысленность? Вероятно, у нас нет привычки самостоятельно нести ответственность за свое здоровье. Не привили, наверное. В основном все возлагают ее на врачей, при этом забывая, что за собственное здоровье каждый в ответе в первую очередь перед собой.

Хотела бы обратиться к вашим читателям и попросить внимательнее относиться к здоровью – своему и своих близких. Нередко получается так, что молодые люди, которые ведут более активный образ жизни, приносят инфекцию домой. Сами в большинстве случаев переносят ее достаточно легко, а потом, когда начинают болеть их родные, испытывают чувство вины. У нас в клинике немало пациентов целыми семьями лежат с тяжелыми пневмониями. Крайне важно соблюдать меры социального дистанцирования и санитарной гигиены. Носить защитные маски в общественных местах и обрабатывать руки антисептиком – самое малое, что вы можете сделать, чтобы сократить количество инфицированных в нашей стране. 

О больничных буднях

– Наша клиника – один из крупнейших стационаров Минска по оказанию хирургической помощи. Однако с 4 апреля она официально является инфекционной. Терапия пациентов с COVID-19 выполняется в соответствии с протоколами и рекомендациями Минздрава, которые разрабатывались c учетом опыта коллег из разных стран.

Оказываю помощь пациентам, которые нуждаются в интенсивной терапии, часть из них находятся на ИВЛ. К сожалению, у больных коронавирусной инфекцией зачастую страдают не только легкие. Нередко болезнь затрагивает сердце, почки, печень, головной мозг. Мы занимаемся коррекцией нарушений жизненно важных функций: устраняем дыхательную, почечную и печеночную недостаточность. В реанимации врачи и медсестры находятся рядом с пациентами и днем и ночью, поскольку они нуждаются в круглосуточном наблюдении. Медперсонал следит за насыщаемостью крови кислородом, за давлением и частотой дыхания. Как только потребуется коррекция той или иной жизненно важной функции, незамедлительно принимаются соответствующие меры (например, пациента переводят на искусственную вентиляцию легких).

Работаем сутками, в месяц их выходит более десяти. Началась пора отпусков, но многие медработники отказываются от отдыха и переносят его на более поздний срок, чтобы равномерно распределить нагрузку на врачей. Я поступила так же. Как раз с 21 июня у меня должен был начаться трехнедельный отпуск. Много всего запланировала! И очень хотелось слетать к морю… Но не случилось.

О пациентах

– Заблуждаются те, кто думает, что молодые легче переносят коронавирусную инфекцию. Да, наш основной контингент – люди старше 50 лет, имеющие сопутствующую патологию, а то и не одну. Но при этом было немало случаев, когда молодые тоже попадали в реанимацию и достаточно долго находились на лечении. Делать выводы, почему так происходит, пока рано. 

Благодарят ли нас пациенты? В процессе лечения нередко слышим слова признательности за доброе и внимательное отношение. Для нас это важно, но гораздо важнее, чтобы пациенты поправлялись и выписывались домой. Однажды в соцсетях увидела несколько благодарных отзывов, адресованных коллективу нашей клиники. В большинстве своем ведь пациенты даже не знают имени врача, который их лечил, потому что из-за средств индивидуальной защиты видят только наши глаза.

Как и многие мои коллеги, я свела к минимуму общение с родными. Не видела родителей уже три месяца. А коллеги, у которых есть семьи с детьми, временно обосновались в бесплатной гостинице. 

Самый лучший отдых между сутками – как следует выспаться, чтобы восстановить силы перед следующим дежурством. На большее пока энергии не хватает. Про какие-либо массовые развлечения либо посиделки с друзьями и речи быть не может. Максимум, что могу себе позволить, – поездку в магазин за продуктами. Обязательно в маске и перчатках, чтобы вдруг не заразить никого и не заразиться самой. 

Первым делом, когда закончится пандемия, увижусь с родными. Очень скучаю по родителям, бабушке и сестре. Сейчас общаемся исключительно по телефону либо видеосвязи – устраиваем семейный чат.

О жизни до пандемии

– Моя мама работает медсестрой-акушеркой в городском клиническом родильном доме № 2. Отчасти под ее влиянием выбрала будущую профессию и, сколько себя помню, всю жизнь представляла себя только врачом. В студенческие годы подрабатывала на скорой помощи, после окончания университета получила распределение интерном в 10-ю клинику, где тружусь уже пять лет.


Ровно год назад мне посчастливилось поработать в дирекции II Европейских игр: в составе оргкомитета занималась медицинским обеспе­чением соревнований. Этот опыт подарил много новых друзей и знакомых из разных стран, начала многое понимать в организации здравоохранения. Сегодня кажется, что все это было сном, – такое яркое событие, настоящий праздник для всей страны.

derzhanovich@sb.by

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО и из личного архива Татьяны Салей
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter