Нужна ли псевдоэкономия в семеноводстве

Самодельная «элита»

К 10-МИЛЛИОННОМУ валовому намолоту зерна Беларусь подошла вплотную за счет многих слагаемых. Основные из них общеизвестны — строгое соблюдение технологий  земледелия и высокопроизводительная техника. Но есть и другие составляющие роста щедрости белорусской земли. Например, качество и сортовая новизна семян, за счет которых формируется прогнозируемая прибавка к урожаю, повышается его устойчивость к непогоде.


К СОЖАЛЕНИЮ, сделать высокую ставку на отборнейшие семена могут позволить себе далеко не все хозяйства. Здесь все решают не только вложенные деньги, но и практический опыт, наличие специфических возможностей. Хорошо, что в этом минусе кроется огромный потенциал дальнейшего повышения отдачи зернового поля. Чтобы оптимально задействовать его, кропотливую работу ученые и практики ведут уже давно. В 2008 году принята Госпрограмма развития селекции и семеноводства зерновых, зернобобовых, технических и кормовых культур, рассчитанная на пять лет. Сделано немало. К проблеме активно подключились научно-исследовательские институты, закупалось современное оборудование, появилась более действенная система стимулирования хозяйств, производящих высокопродуктивные семена, оптимизировалось их количество. Если раньше насчитывалось около сотни, к 2013 году их число сократилось вдвое. 

НА получение «элиты» из «питомника» уходит три года кропотливого труда. Малейший просчет может свести всю работу на нет. При выборе поля агроному нельзя ошибиться в совместимости определенной культуры с особенностями местной почвы, да еще и постараться угадать с погодой. Во время сева и жатвы при переходе с одного поля на другое от зерновых остатков основательно чистятся все агрегаты. Базовое семеноводство требует мощного и современного сушильного и сортировочного оборудования. Например, в пружанском элитхозе «Мурава» оно отличается высочайшим уровнем компьютерной автоматики и в напряженную страдную пору ежесуточно способно перерабатывать  до 150 тонн зерна. 

 Примерно четверть этого объема при переработке отделяется из-за несоответствия стандартам и уходит на фуражные нужды. Перед отправкой пробы всех семенных партий проходят строгий контроль в соответствующих республиканских лабораториях. Под координационным надзором республиканского объединения «Белсемена» и местных контролирующих инстанций семеноводы элитхоза работают и в течение всего года. Система контроля и ответственности выстроена так, что только стихийное бедствие может перечеркнуть трехлетний труд и загубить те 200 килограммов «питомника», которые передают ученые элитхозам. 

Жесткий спрос во многом оправдан солидной финансовой помощью от государств. Программой  на 2014—2020 годы, предусмотрено финансирование на сумму 3 174 463,8 миллиона рублей. Немалые деньги из этих средств выделяются на техоснащение Госинспекции по испытанию и охране сортов растений и Главной государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений, а также на удешевление за счет бюджета элитных семян.

НО, по мнению главного специалиста республиканского объединения «Белсемена» по Брестской области кандидата сельскохозяйственных наук Александра Немировича, появилась лазейка для хозяйств, которые берутся за производство элитных семян, не имея для этого порой совершенно никаких возможностей. Как правило, здесь не соблюдается изоляция семенных участков, апробация (обследования посевов с целью определения сортовой чистоты) проводится формально, велика угроза механического смешивания семян не только по сортам и репродукциям, но и по культурным примесям. Создается абсолютно ничем не обоснованная конкуренция базовым элитхозам области, семеноводческие отрасли которых при помощи государства формировались десятилетиями.    

В результате на Брестчине, например, невостребованными оказались около двух с половиной тысяч тонн «элиты» озимых зерновых культур. А в почву заделана «самодельная» элита, качество которой далеко не гарантировано. Да и как оно может быть гарантировано, если примерно в половине хозяйств Брестской области, взявшихся в целях якобы экономии за производство семян, в штате, по утверждению  Александра Немировича, нет ни узкопрофильных агрономов, ни современной семяочистительной техники, ни опыта такой тонкой работы.

Кое-где заметно хромает культура земледелия в целом.  Беда еще и в том, что в случае неудачного тиражирования дорогостоящего семенного материала никто в таких хозяйствах не несет ответственности за агрономический промах. Как всегда, все списывается на непогоду и другие «объективные» причины.

ЧТО же заставляет браться за не совсем свойственное дело? Как выясняется, идут на него не от хорошей жизни.

 — Из-за необходимости считать каждую копейку, — убежден председатель  СПК «Федорский» Столинского района Григорий Демко. — Уж слишком дорого обходится товар элитхозов! Да и не всегда дает соответствующую отдачу в наших условиях земледелия с повышенным риском. Сократили до минимума эту статью расходов и в СПК «Федорский», но полностью отказаться от закупок не можем. Поэтому, если в правила семеноводства государство внесет поправки, учитывающие финансовые интересы покупателей семян, это пойдет на пользу агросектору. Сокращение неоправданно высоких доходов отдельных элитхозов обернется повышением рентабельности у потребителей их продукции — как богатых, так и не очень самодостаточных. 

— Наше хозяйство также расширяет в целях экономии практику выращивания собственных семян, — рассказывает главный агроном СПК «Остромечево» Брестского района Вячеслав Шевчик. — Закупаем «элиту» в той же «Мураве», соседней с ней «Белоусовщине» в Пружанском районе, других элитхозах области, получая потом собственные семена  последующих репродукций. Для этого приобрели семяочистительную линию, строго соблюдаем требования. Семена первой репродукции продаем другим хозяйствам по доступной для них цене. Если на этом направлении будет введена жесткая регламентация и нас поставят в такие же рамки контроля и отчетности, как элитхозы, то, конечно, на это потребуется  уйма денег и времени. Не знаю, сохранится ли тогда подобная практика в республике вообще. Но это не пойдет на пользу нашему общему делу. Хозяйства, у которых нет денег на дорогостоящие семена элитхозов, будут засевать поля неизвестно чем, вынужденно снижая потенциал будущего урожая.

  — Разнобой в семеноводстве беспокоит руководство агропромышленного комплекса области, — признается начальник отдела производства продукции растениеводства Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома Виталий Кулак. — С одной стороны, хорошо, что самостоятельность помогает большинству хозяйств укреплять собственную экономику. Но ведь для репродукции семенного материала не у всех есть соответствующие возможности, поэтому экономия порой оборачивается снижением урожая. Плохо и то, что невостребованной остается часть труда  семеноводческих хозяйств, в  специализацию которых государство десятилетиями вкладывало огромные средства. Необходимо развивать оба направления, сглаживая противоречия между ними, порождаемые современной экономикой. Если хозяйство взялось за производство семенного материала, то должно пройти аттестацию, а затем работать в рамках определенного контроля, исключающего производство и использование недоброкачественных семян. 

Федор МУХА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter