Сочинский саммит Путина и Эрдогана – очередной удар по стратегии изоляции России

Саммит сильных прагматиков

Разговор сильных лидеров, которые опираются не на туманные лобби и мимолетную конъюнктуру, а на доверие собственного народа, отличается конкретикой и результативностью. Путин и Эрдоган всегда давали понять, что закулисным кукловодам глобализма не удастся загнать мир в заботливо уготованный ему фарватер. Потому как есть еще державы, способные вести свою игру. Усталый Запад нервно дергается, но молча смиряется с тем, что глава государства члена НАТО со второй по численности (после США) армией в альянсе наносит визит «кровавому агрессору» не для упреков и нотаций, а для важных сделок, во многом судьбоносных для дальнейшей истории.

Встреча президентов России и Турции в Сочи 5 августа длилась более четырех часов: сначала тет-а-тет, затем – с делегациями. Сам круг вопросов, обсужденных в ходе саммита, говорит о том, что обоюдный интерес Москвы и Анкары продолжает расти. Конечно, у этих держав – свои геополитические амбиции, далеко не всегда коррелирующие. Турцию, которая поставляет «Байрактары» для Киева, нельзя назвать стратегическим союзником России. Анкара не скрывает, что ей не по душе присоединение к РФ Крыма, у нее свое видение на перспективы урегулирования сирийского и карабахского конфликтов. И тем не менее прагматичная взаимозависимость обоих гигантов толкает их к продолжению выгодного торга.

В первую очередь торга в прямом смысле. В прошлом году объем российско-турецкого товарооборота вырос на 57%, а за январь – май текущего года он удвоился. На сочинском саммите стороны договорились нарастить сотрудничество в сферах транспорта, промышленной и сельскохозяйственной кооперации, строительстве и туризме.

Турция для России – важное энергетическое окно в Евросоюз. Тема «Турецкого потока» на фоне застопорившихся «северных потоков» стала одной из центральных на сочинским саммите. Ежегодно по этой артерии прокачивается 26 миллиардов кубoметров газа. В Сочи стороны договорились о том, что часть поставляемого голубого золота будет оплачиваться Анкарой в российских рублях. Как отметил по итогам визита турецкий лидер, это станет дополнительным фактором укрепления финансового благополучия как России, так и Турции.

Не менее важным является и вопрос зернового коридора. Эрдоган поддержал приверженность заключенной ранее в Стамбуле пакетной сделке о безопасном вывозе зерна из украинских портов и беспрепятственном экспорте российского зерна, удобрений и сырья для их производства.

Еще одно значимое окно, предоставляемое Турцией для России – финансово-операционное. Как было озвучено в Сочи, пять турецких банков работают над тем, чтобы сделать возможным применение в стране российской платежной карты «Мир»; это, без сомнения, хорошая новость для многих: от бизнесменов до туристов.

Обсуждено и сотрудничество по атомной энергетике. Президенты договорились, что до конца 2023 года будет реализован долгожданный запуск АЭС «Аккую» на средиземноморском побережье Турции. Ожидается, что станция будет обеспечивать около 10 процентов энергетических нужд страны.

Для Анкары сейчас крайне необходимо достичь приемлемого компромисса с Москвой относительно дальнейших действий в Сирии, на севере которой Турция готовится провести новую военную операцию. Учитывая фактический контроль Россией воздушного пространства в этой зоне, Эрдогану необходимо прийти с Путиным к некому общему знаменателю. Каким именно будет соотношение позиций Москвы и Анкары по сирийской проблематике, будет ясно позже – публичных заявлений по этому поводу пока сделано не было. Но о том, что сближение геополитических курсов двух держав продолжается, свидетельствует готовность турецкого лидера принять участие в саммите ШОС, который пройдет в сентябре в Самарканде.

– В сентябре «шанхайская пятерка» соберется в Узбекистане. Господин Путин также пригласил меня посетить эту встречу. Если будет возможность, я это сделаю, – сообщил президент Турции журналистам по итогам визита.

Желание Анкары поднять свой статус в ШОС (на данный момент Турция участвует в работе организации на правах партнера по диалогу) логично: ведь свое стремление вступить в «шанхайский клуб» уже озвучили Сирия, Египет, Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ – страны региона, в котором наследница Османской империи стремится к неформальному лидерству.

Если Турция с когортой своих соседей по региону вступит в ШОС, это откроет ей кардинально новые возможности для изменения баланса сил внутри организации. Не исключено, что таким образом Анкара попытается потеснить влияние Китая в Центральной Азии.

В любом случае провал стратегии Запада по изоляции России очевиден: члены НАТО бегут в БРИКС и ШОС, для переговоров по Сирии «женевская площадка» уже не нужна, Босфор и Дарданеллы остаются открытыми для российского экспорта, а новые АЭС продолжают строиться назло всяким Бербок. Крестовый поход не удался.   

vasilkov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter