Саммит доброжелательной «восьмерки»

Штрихи к портрету неформальной встречи глав государств СНГ
Штрихи к портрету неформальной встречи глав государств СНГ

Такой Москвы мне видеть еще не доводилось. Белорусское посольство, служившее для нашей делегации штабом, расположено в двух шагах от Кремля. Обычно сердце крупнейшего в Европе мегалополиса бьется в бешеном ритме, немного оглушая человека, только что перенесшегося из тишины и прохлады центральных минских сквериков. Но июльская жара и выходные сделали свое дело: на этот раз российская столица встречала участников неформального саммита СНГ в расслабленном, чуть–чуть меланхоличном состоянии, так подходящем для откровенных бесед.

Впрочем, для своей первой встречи на двухдневном саммите президенты стран Содружества выбрали место еще более спокойное и благоприятствующее общению — ресторан «Причал» на Рублевке. С шелестом несла свои воды Москва–река, в камине потрескивали поленья, главы Беларуси, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Узбекистана два часа обсуждали результаты заседания «большой восьмерки» в Санкт–Петербурге и пути реформирования Содружества. О такой повестке дня встречи без галстуков было объявлено заранее.

Московские СМИ цитировали выдержки из ресторанного меню — писали о теленке на вертеле и шашлыке из осетрины. Более конкретной информации, в частности, о содержании разговора за трапезой, журналисты не имели и, вместо того чтобы строить догадки, обсуждали свершившиеся факты. А именно то, что в Москву по различным причинам не приехали президенты Армении, Грузии, Украины и Туркменистана.

Меньше всего вопросов вызвало отсутствие Роберта Кочаряна. Никто так и не смог придумать ему неуважительную причину отсутствия — армянский президент простудился и потерял голос, без которого, понятное дело, общение с коллегами стало невозможным. Мало кто удивился неприезду Сапармурата Ниязова, который уже давно не участвует в мероприятиях под синим флагом с белыми лепестками. А вот что касается Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили, то тут, как говорится, без вопросов не обошлось.

Каковы бы ни были формальные причины отсутствия в Москве Ющенко и Саакашвили, нельзя не отметить некоторые объединяющие особенности. В обеих странах после «цветных революций» разгорелись жесточайшие политические кризисы, ослабляющие позиции их руководителей на внутренней и международной арене, а порой просто не позволяющие им отлучаться из столицы. В то же время именно из Киева и Тбилиси звучит самая резкая критика в адрес СНГ, иногда ставящая под вопрос даже саму необходимость интеграции на постсоветском пространстве. И хотя всем ясно, что холодного расчета в таких словах явно меньше, чем политической конъюнктуры, для самого содружества народов, долгое время живших в одном государстве, это болезненные уколы...

На следующий день гости московского саммита съехались в Кремль. Здесь в «Белой столовой» их встретил Владимир Путин и проводил в Екатерининский зал, где около часа восьмерка глав государств СНГ совещалась в формате без галстуков.

На самом деле, как можно было заметить, в отличие от пятничного ужина, в субботу президенты были при галстуках — слишком серьезный вопрос реформирование Содружества.

В Администрации Президента мне сказали, что позиция Минска основывается на решениях прошлогоднего казанского саммита: приоритетами объединения должны являться экономика, безопасность и гуманитарное сотрудничество.

Что касается экономики, то несколько последних лет товарооборот внутри СНГ растет опережающими темпами, по сравнению с торговлей с другими странами мира, и в прошлом году составил 140 миллиардов долларов. По мнению белорусской стороны, взаимодействие как по линии формирования зоны свободной торговли, так и отраслевых советов — краеугольные камни в деятельности организации.

Важнейшим направлением также является противодействие организованной преступности, контрабанде наркотиков, нелегальной миграции, торговле людьми, коррупции и отмыванию денег.

В гуманитарной области Беларусь стала автором ряда новых проектов. Так, Минск внес предложения о создании Совета по делам молодежи и Совета по физической культуре и спорту.

Возрастает роль инициированного Беларусью мониторинга выборов и референдумов в странах СНГ. Перечислять достоинства Содружества можно долго, но недостатки его тоже лежат на поверхности.

Главное отличие неформального саммита от формального состоит, разумеется, не в вольном дресс–коде, а в том, что по его итогам вовсе не обязательно подписывать какие–то документы и делать официальные заявления. Кто–то из президентов еще до начала встречи в Кремле пошутил: «У нас любое официальное мероприятие в формате СНГ в последнее время похоже на неформальную встречу. Поговорили — и разошлись. А все решения так и остались на бумаге». Подводя итоги саммита, председательствующий в Содружестве глава Казахстана Нурсултан Назарбаев заметил, что за 15 лет было принято порядка 1.600 документов, из которых реально работает не более 160. Один из главных призывов Беларуси к странам–членам как раз и заключается в необходимости обязательной реализации принимаемых решений.

Назарбаев предложил коллегам свой план реформирования СНГ и раскрыл некоторые его детали журналистам: «Нужно принимать такие решения, которые удовлетворяют всех. Не должно быть государств, которые не согласны с ними, не подписываются под ними и, естественно, не выполняют».

В следующий раз, уже официально, президенты стран СНГ встретятся осенью в Минске. К этому времени, как ожидается, все планы, которые обсуждались в Москве, будут сформулированы в виде документов на подпись. Причем, как заметил Назарбаев, эти соглашения будут обязательны для исполнения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter