Обладатель Гран‑при международного фестиваля монодрамы во Вроцлаве, приза «За лучшую мужскую роль» на биеннале «Смоленский ковчег» и наград знаменитого театрального фестиваля на родине «Братьев Карамазовых» в Старой Руссе — моноспектакль «Достоевский. Вопрос» белорусского Национального академического драмтеатра имени Горького показали в Астрахани на сцене ТЮЗа 23 и 24 ноября по программе «Большие гастроли». 26 и 27 ноября пьесу дадут в «Царицынской опере» в Волгограде.
По словам Шушкевича, самым сложным было адаптировать философию Достоевского к театру.
— Это философский трактат, понимание Достоевского, что происходит в мире, в обществе, его самые излюбленные, самые выстраданные мысли о вере и неверии, о свободе и вечной борьбе и всепрощении, и они актуальны до сих пор, — объяснил «СОЮЗу» творческую задумку спектакля соавтор постановки и ее исполнитель, заслуженный артист Беларуси Валерий Шушкевич.
Его роль — единственная, но многоликая. Удерживая внимание зрителя тет‑а‑тет час и десять минут без перерыва, герой пьесы предстает перед ними то мечтающим утолить жажду жизни Иваном Карамазовым, то циничным Великим инквизитором из одноименной притчи, то самим писателем, рассуждающим о Боге и чуде.
Декорации аскетичны: две натянутые крест‑накрест струны на темном фоне, который оттеняет лишь длинный белый шарф одетого во все черное героя. Незатейливый реквизит метафоричен: указка становится мечом, грецкие орехи — человеческими головами. Свет и музыка олицетворяют высшие силы, вовлекая зрителя все глубже в размышления о любви, о мире, о своем месте в нем и принятии ближнего.
Постановка пьесы шла 2,5 года. По словам Шушкевича, самым сложным было адаптировать философию Достоевского к театру, чтобы мысль стала чувственной и понятной.
По словам худрука театра Сергея Ковальчика, проект «Большие гастроли» дает колоссальный опыт познания России:
— У Достоевского есть фраза «Русская земля крепка березой». После такой поездки артист говорит ее с новым смыслом, — сказал Сергей Ковальчик.
Наталья Коротченко