Детей из неблагополучных семей здесь стремятся передать не в приюты, а в руки приемных родителей
Дом Виктора и Людмилы Рудько на железнодорожной станции Рабкор хорошо узнаваем в округе не только своей ухоженностью и красивыми цветниками, но и многочисленным детским семейством. Хозяева дома — люди известные в поселке: Виктор Михайлович более 30 лет возглавляет железнодорожную станцию, его надежная половинка – дежурная по станции. Судьба им не всегда благоволила: поначалу жили в служебном помещении, затем своими руками построили дом, в котором обрели тепло и уют не только родные, но и дети, которых родители променяли на мутную жидкость в стакане. Совсем недавно в двери их дома постучалось нежданное горе – трагически погиб их единственный сын.
Людмила Николаевна — человек редкого душевного склада, сама трижды мама, трепетно относящаяся к своим детям и внукам. Еще в начале 90-х годов она откликнулась на общую беду и предложила взять в свою семью осиротевших после чудовищного землетрясения армянских детишек. Однако до белорусской глубинки детей из далекой Армении тогда не довезли, а желание согреть детские души стало для Людмилы Николаевны смыслом жизни.
Родители Людмилы упорно возражали против ее решения взять на воспитание детей из приюта: как-никак, в семье две собственные дочери и сын. Однако со временем смирились – милосердие ведь от них дочери досталось. Первых приемных детей, брата и сестру, еще в 1996 году Людмила Николаевна с мужем привезли из Мозырского детского дома. Правда, их родная мамаша вскоре восстановила родительские права и забрала детишек к себе. Расстроенная Людмила Николаевна сочла такой поворот судьбы знаковым – может, и в самом деле не стоило брать чужих детей. Однако, переосмыслив неудачу, от своей мечты не отошла ни на шаг – с того времени в семье Рудько воспитывались 17 приемных детей.
Сегодня здесь на попечении четыре приемыша, которые на вопрос, что им покупали матери в магазине, отвечали в унисон: вино.
К примеру, Марина с Ваней первое время не могли ухаживать за собой, их приходилось многому учить, но через год-полтора ситуация изменилась – дети стали более собранными и сообразительными.
— Марина — девочка аккуратная, добрая, но несколько замкнутая, ей надо время, чтобы оттаять душой, — рассказывает Людмила Николаевна. – Еще одному, малому Пашке, долго объясняла, что нельзя разбрасывать одежду по разным углам, как надо держать ложку. Спрашиваю его, как же вы дома кушали? Знаете, что ответил ребенок: «А у нас дома супа не было».
Каждый новый приемный ребенок, признается Людмила Николаевна, оставляет в душе неизгладимый след. Не обходится без обид и душевных ран, но никогда не возникает чувства озлобленности и отчужденности.
— Был недавно такой интересный случай, — рассказывает Людмила Рудько. — Мы готовили для одной из девочек медсправку на выезд за границу. И возле врачебного кабинета приемная дочка мне сказала: «Смотрите, мама Галя пошла». Я только со спины увидела, как милиционер повел женщину по лестнице. Она там проходила медкомиссию для приема в ЛТП. Потом уже на коридоре столкнулись лицом к лицу с этой женщиной. Почти год не видевшая свою дочь, она закрылась от нас курткой и пошла дальше.
Хорошим жизненным примером для приемных детей семьи Рудько может служить родная внучка Людмилы Николаевны Юлия, первая бабушкина помощница. Она всегда проконтролирует, чтобы малыши самостоятельно мыли руки, и посуду после обеда уберет, и грязную одежду после бани бросит в стиральную машину, и в подсобном хозяйстве толк знает. Кстати, в сарае у семьи Рудько почти полсотни кур, буренка, а на столе всегда домашние молоко, сметана и творог. Да еще ежемесячно государству продают тонну молока, доходы от которого — хорошее пополнение семейного бюджета.
— Главное, чтобы было здоровье, тогда можно и планы строить на будущее. Я бы еще детей взяла, — убежденно говорит Людмила Николаевна. — В райцентре будет строиться детский дом семейного типа, и мне предлагали его возглавить, стать главной мамой этого дома. Я уверена, что справилась бы с такой миссией, но окончательного решения еще не приняла.
— На учете в районном отделе образования и центре социальной защиты населения приемная семья Людмилы и Виктора Рудько — одна из наиболее авторитетных, — говорит методист по охране детства отдела образования Октябрьского райисполкома Елена Бабак. — В настоящее время в районе 17 приемных семей, в которых живут 24 ребенка. Мы стремимся всех детей отдавать не в интернаты, а в приемные семьи. У нас немало хороших людей, которые хотят подарить детям тепло своих сердец.
Комментарий председателя Октябрьского районного Совета депутатов Анатолия Маханько
— Декрет главы государства № 18 — своевременный документ, так как ситуация, связанная с воспитанием и бытом детей, в ряде семей на территории района приближалась к критической. Нерадивые родители к их воспитанию относились просто наплевательски, но президентское решение вынудило их задуматься о будущем. Под неослабным контролем реализация декрета у заместителя председателя Октябрьского райисполкома и председателя комиссии по делам несовершеннолетних Сергея Заричного.
В Октябрьском районе на начало нынешнего лета на учете состояли 48 так называемых обязанных лиц. Половина из них — жители нашего района, остальные — из других районов Гомельщины. Однако затраты государства на содержание их детей они также возмещают в бюджет Октябрьского района. Эти детишки находятся ныне или в социальных приютах, или в приемных семьях. Материальная помощь им оказывается из бюджета, долги в который надо возвращать. Обязанные лица должны возместить более 177 миллионов рублей, пока возмещено чуть менее половины этой суммы. Конечно, надо стремиться к стопроцентному возмещению: есть родители, которые полностью рассчитываются с государством. Задолженность обязанных лиц по закону можно списать в том случае, если дети возвращены в семью. Или же если в семье еще есть малолетние дети и эти вычеты ставят ее в материально затруднительное положение. Управление по труду и социальной защите райисполкома, отдел внутренних дел, комиссия по делам несовершеннолетних, а также сельсоветы не остаются в стороне от важной работы. Мы закрепили за обязанными председателей и секретарей сельисполкомов, учителей и депутатов, сельских старост. При каждом сельском Совете есть комиссия по делам несовершеннолетних, активно работает в неблагополучных семьях председатель Протасовского сельисполкома Мария Мороз, в Любанском — Александр Зайцев, в Ломовичском — Михаил Комзолов.
На снимке: судьба Людмилы Николаевны Рудько из поселка Рабкор Октябрьского района много лет неразрывно связана с детскими судьбами.
Фото: Юрий БЕСТВИЦКИЙ