«Сама жизнь подсказывает, куда идти»

Хозяйствам и даже районам нужна специализация, считает первый заместитель председателя Любанского райисполкома, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Виктор Статкевич.

— Виктор Николаевич! 75 процентов пашни Любанского края — осушенные торфяники. Благо это или головная боль?

— Конечно, мы должны быть благодарны первым коммунарам за то, что они дали жизнь земле на месте былых Марьинских болот. Воспользовались ею сполна — радуют глаз сады, научились полешуки растить зерновые, развивается животноводство. За последние годы наше общественное стадо выросло на 10 тысяч и сегодня составляет около 55 тысяч голов крупного рогатого скота. А молоко и мясо — основной источник дохода в сельском хозяйстве.

А вот с торфяниками беда — истощаются почвы. Там, где десятилетия назад был метр торфа, начал проступать песок, на котором даже сорняки не растут. Видимо, надо менять севообороты, прекратить каждый год запахивать торфяники, сеять там многолетние травы. Сейчас же основная ставка на зерно. Какую же мы землю оставим потомкам?

— Любанский район в свое время стал одним из первопроходцев в освоении новых технологий по выращиванию и переработке кукурузы.

— В этом году у нас было посеяно 16 тысяч гектаров этой культуры. Особое внимание обратили на качественные семена. В почете сорта отечественной и российской селекций, а также французские и немецкие гибриды. А всего 12 разных сортов заняли наши плантации.

В этом не самом благоприятном для земледельца году намолочено 33 тысячи тонн зерна кукурузы, почти втрое больше прошлогоднего. Интересно, что отдельные хозяйства намолотили ее больше, чем зерновых. Свыше 130 центнеров с гектара получено в ОАО «Полесье-агро». Высокие показатели также в ОАО «Чырвоная змена» имени Кузьмы Шаплыко, ОАО «Юрковичи». В этом году зерно кукурузы составляет четверть фуражных запасов. На зимовку припасено 278 тысяч тонн только кукурузного силоса. Кстати, здесь также применяем свои технологии, а работы по посеву этой культуры продолжаются вплоть до 10 июня, и такие сроки на наших почвах себя полностью оправдывают.

А вот по поводу урожая картофеля особой радости нет. Уродил он нынче на полях хозяйств района, всего накопано 19 тысяч тонн. Но оказался невостребован. Часть скормили скоту, часть отправили на переработку по смешным ценам, в пределах 500—600 рублей за килограмм.

— Вероятно, это еще раз говорит о том, что сельхозпредприятиям нужна специализация, чтобы таких проблем не возникало?

— Обязательно, и сама жизнь подсказывает ее пути. Скажем, у нас в районе немало резервов для развития животноводства, в том числе мясных пород скота, есть все возможности для укрепления кормовой базы. Уже освоены прогрессивные технологии в растениеводстве, достаточно техники. Главное, не упустить время и четко определить задачи.

Иногда можно услышать от руководителей хозяйств, мол, мы хотим больше свободы, а приходится работать по планам. Но ведь планирование есть везде. В той же Европе, на которую часто ссылаются, на все устанавливаются квоты. Если произвел больше — сам ищи рынки сбыта. У нас рост сельхозпродукции не ограничивают, чем больше — тем лучше. Однако пора менять отношение к самому аграрному производству. Деньги, вложенные в сельское хозяйство, должны давать отдачу. Получать продукцию следует не любой ценой, надо, чтобы она была конкурентоспособной. И здесь без специализации не обойтись. Она же влечет за собой региональное кооперирование производителей, переработчиков и работников сбыта. Появляется новая структура управления — холдинговая компания, либо корпорация. А это уже совсем другая экономика, в том числе и в разрезе районов.

— А также и возможность уменьшения затрат в сельхозпроизводстве, повышения рентабельности?

— Приведу конкретный пример. Сейчас, когда на одной площадке можно произвести 8—10 тысяч тонн семян, надо ли в каждом хозяйстве заниматься семеноводством? Конечно же нет. На район достаточно двух-трех специализированных хозяйств. Мы уже идем по этому пути, и это дешевле. Зачем делать большие затраты при малых объемах, доводя семена до посевных кондиций? К тому же при этом сложно контролировать качество подготовки семенного материала. На мой взгляд, нет необходимости в каждом хозяйстве держать агронома-семеновода, как и ряд других специалистов.

Специализация во всех сферах, будь то растениеводство или животноводство, позволит сократить затраты, повысит эффективность сельхозпроизводства.

— Именно по такому пути вы пошли, будучи руководителем хозяйства?

— Почти 9 лет я работал председателем колхоза имени Суворова, теперь ОАО «Речень». Сельхозпредприятие специализируется на животноводстве. Сейчас здесь около 4,5 тысячи голов крупного рогатого скота, более 3 тысяч свиней. Действует 16 животноводческих ферм. Именно «Речень» была выбрана в Любанском районе для строительства нового комплекса, который возводился по президентской программе. Сейчас здесь 600 голов высокопродуктивного скота, а молоко получают только «экстра».

Кстати, основу всего агропромышленного производства хозяйства заложил в свое время известный ученый, почетный гражданин Любанского района Борис Миронович Шапиро, который 11 лет был у руля хозяйства. Его рекомендациями пользуются до сих пор, и многие будут актуальны еще долгие годы. У нас же чиновники иногда горазды только слать циркуляры и требовать всевозможные справки и отчеты. На бумаги приходится тратить уйму времени вместо того, чтобы работать на местах. Без отчетов-то мы проживем, а вот без хлеба — никогда…

— Спасибо, Виктор Николаевич, за откровенное интервью.

Беседовал Александр ШЕВКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter