Сама садик я садила

О дошкольном образовании...
Племяннице в августе исполнилось два. В следующем году пора в детский сад. Однако эта перспектива пока затянута туманом. Хотя в очередь встали сразу после рождения. Но... мест нет. Группы переполнены. То, что у нас стали больше рожать, — хорошо. Но, увы, о бэби–буме порой приходится писать не только в радостной тональности.

Хотите демографического всплеска? Создавайте условия. Мало построить жилье. Важно обеспечить новые районы, где сейчас в основном и проживают молодые семьи (в массе своей — уже и молодые родители), социальной инфраструктурой. Об этом кричат чуть ли не из каждого утюга. Но проблема решается, мягко говоря, со скрипом. К началу нового учебного года в эксплуатацию в Минске вводят две новые школы и два детских сада. И скольким ребятам это поможет? Двум тысячам? Не маловато ли? Да что говорить о столице, если обеспечить детишек местами толком не могут даже на периферии. Вот читаю материал коллеги про Жлобин: «После 1992 года здесь перестали строить садики. Зато колоссальными темпами велось жилищное строительство. Массивы многоэтажек и сейчас продолжают расти на глазах, а куда детей потом отдавать?»

В Минске помочь системе образования попросили транспортников. И началось «великое перемещение»! Ну и пусть где–нибудь в Каменной Горке не хватает дошкольных учреждений. Зато в пределах района их предостаточно. Шаговая доступность? Сады «калитка к калитке»? Об этом на время придется забыть. Возите! Автобусы мы предоставим. Так в городе появились специальные рейсы вроде «Малыш» и «Малышок». Но неужели у минского общественного транспорта мало других забот? 

Водителей не хватает. В угоду экономической составляющей и ради повышения окупаемости закрываются одни маршруты — те, которые дублируются и не приносят прибыли. Увеличиваются интервалы на других, сокращается время работы на третьих... А тут еще такие вот социальные маршруты. Нерационально? Нелогично? Как сказать. В государственном учреждении «Столичный транспорт и связь» мне привели любопытные цифры. Обслуживание подобных рейсов в год обходится в 500 миллионов рублей, строительство же одного детского сада — миллиардов 20. Если рассматривать ситуацию не с точки зрения конкретной отрасли, а города в целом, то выгода при всех определенных неудобствах очевидна.

Только и логика «великих перемещений» понятна далеко не всегда. Проблемы микрорайона Великий Лес на месте военного городка Уручье, который даже многие представители Мингорисполкома по привычке продолжают называть Восточным, решают в том числе за счет жителей Уручья. Глава администрации Первомайского района Игорь Кудревич даже недавно заявил, что застройщик, желающий построить там 25–этажный дом, сначала должен позаботиться о возведении трех садиков. Между тем уже уручские мамочки плачутся, что и им приходится возить детей за тридевять земель.

«Заведующая сказала мне, что в детский сад возле нашего дома в Сухарево будут в первую очередь брать малышей из многодетных семей, живущих в Каменной Горке. А нам куда деться? Хорошо, если место в итоге достанется хотя бы в пределах микрорайона, а если в двадцати минутах езды?» — жаловалась мне сестра. Логистика здесь противоречит логике. Разве сады, как школы, не закреплены по территориальному принципу? Сначала пусти своих, затем — соседей.

О том, что одна из главных проблем дошкольного образования — это его доступность, недавно на большом августовском педсовете говорил и министр образования Сергей Маскевич. И предложил обратить внимание на перспективу развития частных детских садов, которые сейчас наперечет. В министерстве целый год собираются мониторить, насколько родители готовы вкладывать в это дело деньги. В ближайшей перспективе возможно и создание детских садов семейного типа.

Или как вам такой вариант — размещать садики на первых этажах жилых домов? О такой идее в Минске я слышал не от одного застройщика. А пилотный проект уже в этом году, возможно, реализуют в Гомеле. Лед тронулся?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter