Документалистика, анимация и игровое кино: в программе Национального конкурса кинофестиваля "Лiстапад-2018" много новых имен

Сам себе режиссер

«Лiстапад» подходит к экватору, а это значит — время смотреть белорусское кино. Сегодня начинаются показы Национального конкурса. На три дня зависнув в «Пионере» и «Беларуси», можно получить достаточно полное представление о том, что сегодня происходит в нашем кинематографе. Координатор Нацконкурса Николай Лавренюк именно это называет главной причиной, почему надо купить билет в кинотеатр. А уж потом с полным правом можно будет обвинять или защищать наших режиссеров.

Фото БЕЛТА

В программе Национального конкурса намешано много всего: здесь и документалистика, и анимация, и игровое кино. Причем и полный метр, и короткий. По большому счету, это абсолютно разные номинации. Но такова сегодня наша реальность: нет достаточного количества хороших фильмов, чтобы они могли конкурировать между собой в соответствующих категориях. А потому все они сброшены в один «котел». Всего заявок в этом году было 87, но после заседания комиссии Министерства культуры перед очами зрителей и жюри предстанет пять мультфильмов, шесть игровых и семь документальных картин. Точнее, изначально было чуть больше, но два проекта взяли самоотвод. Таким образом не согласившись с тем, что в этом году пропуск в финал выдавала не дирекция фестиваля, а Минкультуры.

«У Палессi на балоце»

Итак, что мы имеем в итоге? Начнем с анимации. В последние годы в большинстве своем именно мультфильмы «Беларусьфильма» чаще другой кинопродукции берут награды на различных кинофестивалях. Вот и в этом году национальная киностудия заявила на конкурс в основном анимацию: четыре из пяти фильмов ее производства. Забавно, но в двух из них главные герои — волки. Их жизнью озаботились и Наталья Дарвина, и Игорь Волчек. Причем «Волчишко» нашего киномэтра только–только был признан лучшим белорусским анимационным фильмом на «Анимаевке–2018». Правда, в загашнике «Беларусьфильма» есть еще один достойный проект — «У Палессi на балоце», сделанный в уже подзабытой пластилиновой технике. Это необычная история про мальчика, который не берег природу, животных и однажды попал в непростое положение: оказался в доме филина, который находится в глубине чащи среди полесского болота. Над фильмом работал большой коллектив, ведомый Романом Бурмаковым, Русланом Синкевичем, Светланой Котляровой и Мартой Геращенко.

«Волчишко»

Еще одна анимационная картина в этом конкурсе производства «Союзмультфильма». Каким образом «Лентяйка Василиса» попала в Национальный конкурс? Все просто: ее режиссер Марина Карпова окончила Белорусскую государственную академию искусств, некоторое время практиковалась на «Беларусьфильме». Потом была аниматором сериалов на студиях в Польше, Чехии и России. Словом, художник мира с белорусскими корнями.


Собственно, таких в Национальном конкурсе немало. В игровом кино вообще через одного. Мара Тамкович («Дочь») снимает в Польше, Андрей Кривецкий («Вахтер») учится и работает в Москве, Алексей Полуян («Нарушение спокойствия») выбрал Кассельскую художественную академию. Да и Дарью Жук, снявшую свой нашумевший «Хрусталь», с натяжкой можно назвать белорусским режиссером.

«Хрусталь»

Но все это мелочи по сравнению с тем, что с полным метром в Национальном конкурсе настоящая беда. По сути, такой там только один — тот самый «Хрусталь». Остальные — короткометражки. Еще заявлен один альманах. «Беларусьфильм» таким образом объединил дебютные работы молодых авторов и назвал их «Война. Остаться человеком». Митрий Семенов–Алейников, Игорь Васильев, Екатерина Тарасова, Дмитрий Федорович — может, за ними будущее белорусского кино?

Ну и несколько слов про документалистику. Здесь настоящее разнообразие тем, режиссеров, красок. Здесь и многоопытная Галина Адамович со своей историей про особенных детей и их родителей, и 21–летний Кирилл Власенко, показывающий будни поискового отряда «Ангел». Вообще же в большинстве своем в конкурсе работы молодых авторов, причем почти все они сами себе режиссеры, операторы и продюсеры. С одной стороны, грустно, что сегодня наша документалистика делается такими малыми силами и средствами, но с другой — на выходе мы получаем именно то, что хотел сказать сам автор.

«Нарушение  спокойствия»
Ну и напоследок про жюри конкурса. Возглавит его Рената Санторо — исследователь кино и отборщик программы Giornate degli Autori — Venice Film Festival («Дни авторов») Венецианского кинофестиваля. Еще одна наша зарубежная гостья — фестивальный агент из Франции Паскаль Рамонда. Она активно поддерживает авторское кино и имеет собственную компанию для продвижения и распространения независимого кино. От Беларуси в жюри Национального конкурса Дарья Юркевич, фильмы которой дважды получали награды на «Лiстападзе». Что они решат, узнаем через три дня. Но лучше все увидеть своими глазами.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter