В миропорядке наметилась волна перемен

Сам себе режиссер

Как мы и предположили в предыдущей публикации под рубрикой «Затишье перед бурей», после новогодней передышки публицисты, социологи и прочие солдаты информационных войн вновь вышли на поля сражений. Бури, правда, пока не случилось, но возрастающая активность налицо. 

Коллаж Николая ГИРГЕЛЯ

Наши доморощенные оппоненты власти с новой энергией накинулись на нее с заклинаниями о приближающемся крахе экономики и коллапсе в нефтегазовых отношениях с Москвой. Однако основной сюжет в блогосфере развивался в пьесе об отношениях США и России после инаугурации Трампа. Оно и понятно. Слишком далеко зашло противостояние, организованное прошлой администрацией во главе с «миротворцем» Обамой.

Несмотря на то что инаугурационная речь нового президента США была, в принципе, достаточно понятной для толкования, ее тоже смакуют на разные лады и делают порой разноречивые выводы и предположения. Ясное дело, почему — говорить можно многое…

Когда так много желающих прокомментировать значимое  событие, каждому новому автору предстоит найти некий свой информационный повод. И когда с этим проблема, прибегают к одному из незатейливых, но достаточно эффективных приемов из арсенала тех же информационных войн. Прием этот называют еще по примеру известной передачи российского телевидения — «Сам себе режиссер». Автор сам моделирует для себя ситуацию, которой, возможно, и нет, и сам же ее анализирует. В принципе, здесь присутствует только ложный посыл, зато тот же публицист имеет возможность высказать свои соображения по многим не только прямым, но и косвенным сторонам вопроса. Удобно и… выгодно. Надо сказать, что этим пользуются порой и известные авторы. 

Однако пора и к примерам.

«Когда Москва смотрит в зеркало, то видит там сверхдержаву. А с точки зрения остального мира Россия — региональный игрок». Так начинает свою публикацию на ресурсе «Крым. Реалии» Павел Казарин. Основная мысль всей публикации — у Москвы завышенные ожидания по поводу победы Трампа. Цитируем: «Российские СМИ долго и яростно убеждали свою аудиторию, что Дональд Трамп — самый пророссийский президент из возможных. Что именно его победа будет означать новое окно возможностей для сотрудничества Москвы и Вашингтона. Но проблема любых завышенных ожиданий именно в том, что они завышенные».

Вопрос из зала: «А что здесь не так? И когда те же Путин, Песков или журналист Киселев даже обмолвились, что Трамп — это пророссийский президент?»

Не было такого. Да и СМИ не слишком заблуждались на этот счет. Практически все серьезные аналитики утверждали, что Трамп — это глубоко американский президент, работать с ним будет совсем не легко. Однако даже на бытовом уровне было понятно, что госпожа Клинтон в своем неприятии Москвы и Путина лично перешла все границы благоразумия. 

Завышенных ожиданий, похоже, нет даже у самих сторонников Дональда Трампа. Тем более в Кремле. Так зачем же притягивать за уши эту сентенцию и строить на ней в целом такой нелестный отклик о современной России?

Вопрос повис в воздухе…

В похожей плоскости, но все же более приемлемой в этом смысле, лежит и публикация в «Снобе» Виктора Ерофеева. Он все же писатель и умеет образно выражать свои мысли и подходы к ожидаемым явлениям. Любопытно его видение той роли, которую американские СМИ играли на этом этапе. Так, он заключает, что «если Трамп — это подсознание Америки, то в качестве сознания Америки выступают сегодня американские СМИ. Они подняли такой детский визг при встрече с грубияном  Трампом, какой поднимают японские проститутки, как уверяют знающие люди, когда они занимаются любовью. Как нежен мир западных ценностей! Как легко его сбить с толку! Американские СМИ привыкли бить по тем, кто не умеет дать им сдачи. Они проворонили тот момент, когда Америка от политкорректности перешла к лицемерию. Они позволили Америке врать про Ирак, и Америка стала врать… Один окрик власть предержащего Трампа, и ужас охватил свободный мир». 

Неплохо сказано! И здесь, да простит меня читатель, попытаемся и мы примкнуть к такому образному портрету так называемых свободных СМИ. Уж о чем о чем, а об их лицемерии мы действительно говорили, и не раз. 

И все же конечный вывод писателя, скорее, пессимистичен. С ним можно не согласиться, а можно задуматься… «Трамп непредсказуем, но ясен в одном: его конвейер и наш лукавый двор сойдутся, чтобы разойтись. Трамп вероломно объявит, что он с таким двором больше не играет. Мы ахнем от такого вероломства. Мы этого никогда не простим. Потому что мы чужого вероломства не прощаем. Так что при Трампе мы будем жить сначала как женщина, а потом как обманутая женщина. Свадьбы не будет, но все равно… Но все равно мы в конце концов победим, потому что у нас всегда в запасе мелкая стоимость человеческой жизни. Да и победой мы можем объявить все что угодно».

Ну что ж, известный российский литератор имеет право и на такое восприятие ситуации, на такой прогноз. Не следует забывать только об одном: любой художник — это тоже сам себе режиссер. Всего-навсего. Его можно уважать, ценить, но вовсе не обязательно следовать его заветам и верить предсказаниям. 

Пока же очевидно одно: на мировом дворе родилась волна перемен. Пока даже не разглядеть, насколько мутная она или чистая. В такие моменты выручить могут только здравый смысл и спокойствие. Хотелось бы верить, что этих качеств хватит всем нам.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter