Сам себе режиссер

Белорусы   каждый   год   сталкиваются   с   издержками   планового   ремонта   тепловых   сетей.   Со   временем   таких   будет   все   меньше и   меньше

Белорусы   каждый   год   сталкиваются   с   издержками   планового   ремонта   тепловых   сетей.   Со   временем   таких   будет   все   меньше и   меньше 

Горячую воду отключать, конечно, все равно   будут. Но от самих теплоцентралей, которыми так усердно начиняли подземное пространство в советские времена, планируют по возможности отказываться. О неэффективности потребляемых Беларусью энергоресурсов можно судить, сравнивая наши показатели с западноевропейскими. Так, мы тратим на тысячу долларов ВВП 460 кг нефти, в то время как развитые страны Северной Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия) – 160 кг, а южные (Франция, Испания, Италия) – 80—100 кг. Если говорить о газе, то у нас на одного потребителя приходится 2100 кубометров в год, в Северной Европе – 800—1000, в южной – 500—600 кубометров. Толчком к развитию энергосберегающих технологий на Западе стал энергетический кризис начала 1970-х годов. Новые цены на энергоносители для Беларуси также стимул для более бережного использования ресурсов. Один из серьезнейших резервов – уменьшение теплопотери на пути от источника энергии к потребителю, а в идеале просто отказ от транспортировки тепла. На протянувшихся на десятки километров теплотрассах даже при использовании современных теплоизоляционных материалов потери тепла огромные. 

С   чего   начнем? 

По оценкам специалистов, около 80 % проектов строящегося коммерческого жилья в городах Беларуси предполагают установку поквартирного отопления. Это связано с дополнительными затратами как на проектирование, так и на установку оборудования. Впрочем, по расчетам, окупаются такие вложения уже после второго отопительного сезона. Сложности возникают, когда речь идет о домах, которые уже построены. Перспективное направление – установка модульных котельных на крышах многоэтажек. Но и здесь есть проблема: их надо обслуживать, а газовые хозяйства пока не готовы взять на себя столь внушительный объем забот. 

В малых городах инициаторами установки газовых котлов в отдельно взятой квартире стали градообразующие предприятия, от котельных которых грелся весь город. Не столько из-за любви к экономии, а потому, что и так приходится несладко. Впрочем, жителей этих населенных пунктов новые обстоятельства не сильно смущают. Есть повод избавиться от ведомственной зависимости, когда вентиль с горячей водой могли перекрыть на месяцы. За собственный голубой огонек — источник тепла и горячей воды – готовы платить даже не очень состоятельные граждане. 

Впрочем, как показывает практика, альтернативу в таких случаях предлагают нашим жителям не всегда. Более того, имеют место и курьезы из разряда «хотели как лучше…». Так, в одном из белорусских городов в многоэтажном доме решили установить газовые котлы в каждой квартире. Очень быстро отрезали дом от теплоцентрали, однако не учли, что для планируемых нововведений не приспособлены ни вентиляция, ни внутриквартирные трубопроводные системы. К зиме, надо полагать, этот вопрос решится… Однако подобные примеры показывают, что всем специалистам, вовлеченным в этот процесс, — проектировщикам, строителям, поставщикам оборудования, газовикам и другим – предстоит еще немало потрудиться. 

Было   бы предложено 

«В связи с тем, что мы отстаем от Европы по уровню доходов, в Беларуси преобладает спрос на бюджетные модели котлов, более простые, но обеспеченные необходимым минимумом безопасной автоматики», – говорит директор компании «Виго» Виктор Гранковский. Проще говоря, газ должен автоматически отключиться, если погасло пламя или пропала тяга в дымоходной трубе. Всем этим требованиям удовлетворяет российское и украинское оборудование. 

Наибольшее распространение получили сегодня дымоходные котлы (с открытой камерой сгорания) с автоматикой белорусского или зарубежного производства, чаще всего российского. В списке поставщиков газового оборудования есть и хорошо известные мировые компании: «Junkers», «Vaillant», «Viessmann» (Германия), «Ferolli», «Ariston», «Beretta» (Италия), «Mora» (Чехия)… Предлагаемая линейка широкая. В основном это настенные котлы, в которых сочетаются котел, колонка и циркуляционный насос, работающий от электричества. Сдерживает повсеместное использование такого оборудования достаточно высокая цена. В старых домах установить его часто проблематично: по действующим стандартам, обязательным условием выступает наличие гладкоствольного дымохода. Если его нет, расходы на установку значительно возрастают. В подобных случаях могут использоваться котлы с закрытой камерой сгорания, но они еще дороже дымоходных, к тому же стена, на которую вешается котел, должна быть глухой. Производители нашли альтернативу такому варианту, предложив потребителю более дешевые и удобные в использовании парапетные котлы (устанавливаются под окном на кухне). В свое время специалисты сломали немало копий, обсуждая вопросы безопасности такого оборудования. Но пришли к выводу, что современным требованиям они вполне соответствуют. Активнее всего применяются такие котлы в Витебской области. Это вполне приемлемый бюджетный вариант, особенно для небольших городов Беларуси. Стоит заметить, что к вопросам безопасности в разных странах подходят по-своему. Например, парапетные котлы повсеместно используются в Европе,  достаточно популярны в Украине, начинают применяться и в Беларуси, а вот в России они запрещены. 

На   трубе 

Если речь заходит об использовании газового оборудования, самым главным условием становится техника безопасности. Эти вопросы пристально отслеживают службы газового хозяйства. Они же являются монополистами в сервисном обслуживании газовых котлов, особенно если дело касается массовых, бюджетных котлов. 

С оборудованием известной марки несколько проще: заводы дорожат своей репутацией, и если уж возникнут какие-то неполадки, помощь будет оказана на высоком уровне сервисным центром. Так, например, фирма «Junkers» обеспечивает сервис, открыв ряд центров по всей Беларуси. Однако представители фирм-поставщиков не имеют права согласно законодательству даже подойти к установленному котлу без слесаря газового хозяйства. В самостоятельном режиме они могут оказать только консультационную поддержку. 

Кстати, на периферии основной причиной отказа современного отопительного оборудования являются перепады напряжения. В такой ситуации достаточно просто «сбросить ошибку», и с этим вполне справляется слесарь-газовщик. 

Что касается массовой продукции, то поставщики оборудования регулярно проводят обучение специалистов газовых хозяйств, понимая, что от уровня квалификации рядового слесаря будет зависеть имидж производителя. Поэтому часто при выборе модельного ряда котлов импортеры не в последнюю очередь оценивают простоту и удобство их обслуживания, ремонтопригодность и обеспеченность запасными частями. В последнее время, по оценкам экспертов, рынок газового оборудования развивается мощными темпами. Успеют ли за ними службы газового хозяйства? Вопрос, который пока остается открытым… Слесарей, умеющих работать со сложной современной техникой, очень мало. Если в новых домах задача сервисной службы сводится к ежегодной плановой проверке работоспособности оборудования, то на периферии, где жилой фонд прилично изношен, приходится решать массу дополнительных проблем… А времени на то, чтобы «вписаться» в современные нормы энергоэффективности, совсем немного. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter