Сам себе работник

За 5 лет более 3,5 тысячи безработных молодых людей решили открыть собственное дело
За 5 лет более 3,5 тысячи безработных молодых людей решили открыть собственное дело

Придумать идею могут многие, придумать хорошую идею — единицы, а воплотить ее — и того меньше... В Минске в прошлом году из 7 тысяч безработных всего лишь 2 процента рискнули открыть свое дело. С нуля. Не имея практического опыта и солидного капитала. Причем каждый третий — не старше 30 лет. Но ведь чем человек моложе, тем больший риск он может себе позволить.

Кирилл Углик, студент 4–го курса факультета международных экономических отношений БГЭУ, решил основать собственную фирму по установке велосипедных стоянок. Нашел завод, изготовивший по его чертежам металлические конструкции, к которым должны крепиться велосипеды. А вот с заказчиками оказалось сложнее. На рекламу не надеялся: все лето сам ходил по предприятиям, университетам, заинтересовывал молодежные организации. В итоге соорудил всего 4 стоянки на 8 велосипедов.

— Кирилл, может, не с нашим климатом такой бизнес затевать? — усомнилась я, глядя на проливной дождь за окном.

— Ну что вы?! — удивился молодой бизнесмен. — Велосипедистов у нас с каждым годом все больше, поэтому, несмотря на то что сейчас у меня заказов нет, думаю, в следующем году бизнес пойдет лучше. А пока устроился в рекламное агентство дизайнером, разрабатываю проспекты, буклеты, календари...

Как говорил Генри Форд: «Если вы думаете, что можете это сделать, или если вы думаете, что не можете этого сделать, — в любом случае, вы правы». И Кирилл — не единственный предприимчивый молодой человек. В этом году в Минский центр занятости обратился со своими смелыми идеями уже 121 безработный.

Субсидия на... фотоаппарат

Установлено, что одна и та же мысль одновременно посещает сразу 7 человек. Наверное, это касается только оригинальных мыслей. Потому что в нынешнем году из 93 предпринимателей 31 решил, не мудрствуя лукаво, заняться торговлей, 16 — грузоперевозками, услугами такси, покраской и ремонтом авто и 11 — строительством и ремонтом.

Начинающим ИП службы занятости оказывают безвозмездную материальную поддержку в размере 7 минимальных прожиточных минимумов (что составляет примерно 1.200.000 рублей) и еще 4 — на оформление всей необходимой документации, получение лицензий, открытие счета, изготовление печати. Что для этого нужно? Во–первых, зарегистрироваться в качестве безработного в центре занятости, во–вторых, составить грамотный бизнес–план своего дела.

Например, 26–летний Владимир Федюнин, верстальщик сайтов и менеджер наружной рекламы, в прошлом году написал бизнес–план на открытие фотостудии. Решил всерьез заняться профессиональной фотосъемкой. Получил субсидию. Но... заработать на фотографиях так и не удалось. Деньги — и те, которые получил, и те, которые накопил, — вложил в фотоаппарат. На большее не осталось. Сегодня Володя торгует мужским трикотажем на рынке — байки, майки, футболки. Оригинально?

— Субсидия на покупку фотоаппарата? — недоумеваю я. — Это и есть дело, на которое вы писали технико–экономическое обоснование?

— Свою идею я не забросил, прохожу стажировку у известных фотографов, — не соглашается Владимир. — Но для того чтобы построить бизнес на фотосъемке, нужно иметь большой начальный капитал, который сейчас и пытаюсь заработать на рынке. Для этого понадобится как минимум два года. Планирую открыть еще несколько торговых точек. А субсидия лишь подтолкнула к тому, чтобы начать легально зарабатывать: открыть расчетный счет, платить налоги...

Конечно, с одной субсидией далеко не уедешь.

— Она может компенсировать 30 процентов всех необходимых затрат, а иногда всего 10 процентов, — говорит начальник отдела рынка труда и организации новых рабочих мест Минского городского центра занятости Татьяна Черкова. — Мы лишь даем безработным дополнительный шанс, чтобы они организовали что–то свое, поддерживаем их предпринимательские идеи. Вместо пособия по безработице выдаем субсидию. В течение года все приступают к работе. Дальнейшая их судьба нам неизвестна. Коммерческий риск, который присутствует в любом новом деле, люди берут на себя. Правда, после перечисления денег в течение 5 месяцев следует отчитаться за каждый рубль. Если это было нецелевое использование, сумму придется вернуть. Впрочем, в прошлом году таких «дельцов» было всего двое.

Только смелым покоряются моря

К слову, не прогорели лишь те, кто ставку сделал именно на торговлю. У остальных, как правило, финальный свисток раздавался еще на старте.

Юрий Корзун решил заняться своим делом едва ли не сразу после школы. И вполне успешно. Открыл станцию техобслуживания автомобилей. На субсидию особо не рассчитывал (ее хватило лишь на пульверизатор для антикоррозийной обработки, набор головок да лампочки для освещения — примерно 350 долларов), необходимую сумму заранее накопил, еще и напарника в дело взял.

— Год проработал, а потом возникли проблемы с арендой: рядом были административные здания, и наша станция не вписывалась в городской интерьер, — вспоминает неудачный опыт Юрий. — Найти новое помещение не удалось даже через знакомых. Только за городом. Занялся продажей фруктов, но тоже прогорел: аренда большая, выручка маленькая. Сейчас работаю слесарем–монтажником по сбору металлоконструкций. Но в следующем году планирую раскрутить еще одно дело — прокат автомобилей.

Кстати, открыть собственное дело хватает смелости не только у ребят, но и у девушек. Например, 22–летняя Ольга Кишеня сейчас ищет помещение для парикмахерской. За плечами три года практики. Уже есть и постоянные клиенты. Все должно получиться, даже если не устанавливать высокие цены на услуги, уверена Ольга, главное — работать профессионально. Так же оптимистично настроена и ее ровесница Александра Гапеенко. Выпускница технологического техникума уже закупает платья для свадебного салона, который решила открыть в Борисове.

— Планировала в Минске, но здесь салоны на каждом шагу. А в Борисове конкурентов не в пример меньше. Тем более у меня муж в этом городе живет и работает, поддерживает меня на первом этапе, пока я ничего не зарабатываю. До этого успела поработать швеей в двух частных фирмах. Но всегда хотела начать свое дело. С трудностями пока не столкнулась, еще даже название для салона не придумала. Только с арендой договорилась (кстати, центральная улица, 1–й этаж), ремонт сделаю и, надеюсь, в начале нового года откроюсь. Работаю с напарницей. Одной тяжело и в финансовом, и в организационном плане раскрутиться.

Субсидию можно получить раз в пять лет. Так что тем, кто обанкротился, не успев раскрутиться, в следующий раз придется рассчитывать исключительно на свои силы и сбережения. Но плохой опыт иногда даже больше ценится, чем хороший. Менеджерам нескольких крупных компаний я задала такой вопрос: «Какие мысли возникли бы у вас по поводу двух соискателей — обоим 24, у них одинаковые способности, но один имеет за плечами неудачный бизнес–проект, а второй два года был в команде разработчиков в какой–нибудь корпорации?» Все без исключения ответили, что отдали бы предпочтение тому, кто пытался раскрутить собственное дело. Ведь, как говорят, успех — это 99 неудач и одна удача!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter