Выставка «Я Моне. Я Шишкин. Я Малевич» открывается сегодня в НЦСИ

Сам себе Малевич

Если вы сноб — вам не сюда. Если у вас тонкий и рафинированный художественный вкус, отключите его и распахните границы восприятия. Всебелорусская выставка искусства «Я Моне. Я Шишкин. Я Малевич», открывающаяся сегодня в Национальном центре современных искусств, — проект поистине народный. Сотни художников — как профессиональных, так и любителей, студентов и начинающих, представителей наивного искусства со всей страны в течение нескольких дней привозили в НЦСИ свои лучшие, по их мнению, картины. Единственный критерий отбора, как признались организаторы проекта, — «чтобы работа прошла в дверь». Никаких иных ограничений не предусмотрено.


Проект отсчитывает третий год своего существования — изначально была взята за основу идея американских кураторов об искусстве для всех, но на белорусской почве и в условиях саморазвития «Я Моне. Я Шишкин. Я Малевич» приносит особенные плоды. Что приятно — то, что и признанные мастера не отказываются засветиться в этой яркой, разнообразной и подчас странноватой сборной солянке, где можно увидеть все, от студенческих работ до девиантного искусства. 

— Хотя, конечно, многие профессионалы стесняются участвовать, — признала куратор проекта и автор идеи Ольга Клип. — Но есть и те, кто из года в год поддерживает нас, как, например, художник Зоя Луцевич — а это прекрасная современная живопись, по моему мнению. Кстати, в этом году картина Луцевич будет разыграна среди посетителей выставки, которые поучаствуют в голосовании за лучшую работу. 

Ольга Клип.

Зрительское голосование — еще одна фишка, помогающая популяризировать и проект, и творчество его участников. Тот, кто наберет максимум голосов посетителей, будет включен в экспозицию со своей персональной выставкой.

Так, на этот раз мы увидим картины прошлогоднего фаворита Андрея Симончика, чья абстрактная «Композиция № 9» особо полюбилась ценителям современного искусства. 

Второй год подряд выставка сопровождается изданием каталога, который на сей раз будет дополнен также контактами участников, — таким образом создается своеобразная база данных, а сами авторы получают возможность продать свои шедевры, если ими заинтересуются покупатели. Проект активно привлекает художников из регионов, рассказала Ольга Клип:

— В прошлые годы художники сами привозили к нам свои работы, а в этот раз мы проделали турне, посетив все областные центры. Из каждого города привезли около 40 работ, в Гомеле и Гродно, где мы собрали 135 и 180 участников соответственно, прошли выставки. 

В организации проекта помогают волонтеры — студенты Белорусского государственного университета культуры и искусств: именно они принимают и сортируют картины и арт-объекты, фотографируют их и развешивают, делают мини-интервью с каждым автором.

В организации выставки помогают волонтеры.

Гремучая смесь народного гламура с сюрреализмом, инситного искусства с профессиональными работами способна взорвать неподготовленный мозг. Пространство Национального центра современных искусств с его многочисленными предельно лаконичными залами для проекта подходит как нельзя лучше — здесь одинаково хорошо чувствуют себя нарочито академичные творения и абстракции, мозаичные копии Ван Гога и детские рисунки.

— В чем отличие этого проекта от любого другого — в том, что здесь могут участвовать и те художники, которых мы вообще не знаем, — объясняет Ольга Клип. — И они оказываются вполне интересными. У нас есть уже постоянные авторы, которые приходят третий год подряд, и очень любопытно наблюдать за динамикой их творчества, за тем, как они раскрепощаются и перестают стесняться, становятся намного смелее. Сам подход — что мы примем каждую работу, которую принесут, — тоже придает определенную смелость. Мы не требуем документа об образовании, членства в союзе художников, не скажем никому, что вот здесь вы недоработали, это не подходит…

Если в советские годы существовал Республиканский дом народного творчества, собиравший под своей крышей самодеятельных художников, то сегодня подобной институции в стране нет — и целый пласт так называемой третьей культуры большей частью остается скрытым и от широкого зрителя, и от острого ока профессиональных искусствоведов. Поэтому выставка «Я Моне. Я Шишкин. Я Малевич» пользуется беспрецедентной популярностью — в прошлом году, например, масштабную экспозицию посетили свыше 7 тысяч человек. 

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter