Сам себе контролер?

О защите прав потребителей

Практически в каждом магазине есть товаровед. Он (по приказу Министерства торговли!) должен не просто сосчитать, сколько привезли буханок хлеба на реализацию, но и разрезать одну из них, сравнить, те ли цвет, вкус, запах, консистенция по ГОСТу, которые пекарня указала в маркировке. Белорусский стандарт, к слову, дал потребителю право на максимально полную информацию о товаре. Что на деле?


В немаленьком минском универсаме мы попросили продавца–консультанта помочь выбрать кофе с самым высоким содержанием кофеина. Информация об этом должна быть на упаковке, как параметр пищевой ценности. Перебрав все и не справившись с задачей, специалист позвала товароведа. Товаровед тоже стал изучать товар. Потому что, прежде чем поставить его на полку, к сожалению, не читал этикетки, на которых процента содержания кофеина просто не было! Меня удивляет, почему товаровед сам ни разу не задумался о качественных характеристиках кофе, чая, других продуктов? Между прочим, это далеко не безобидные нюансы. Если продавец не знает или не хочет знать, что у него на прилавке, плохо выполняет свою работу, то получается, что должного «входного» контроля по качеству, пищевой ценности и нет. Хотите примеры? Пожалуйста.


Минчанин купил йогурт «Фруттис» российского производства и, вскрыв дома упаковку, обнаружил... плесень. Вернул в магазин. Однако не успокоился. «Этого «Фруттиса», — доложил нам на «горячую линию», — у них целый стеллаж!» Наши эксперты заглянули в супермаркет через 3 дня (раньше не смогли — получаем более 150 сигналов в день). И что вы думаете? Никто и не подумал снять «Фруттис» с продажи. Товароведы удивляются претензии: так сроки годности не истекли...


Еще эпизод. На этот раз к нам в общество принесли размороженную скумбрию. Внутренности — как кисель, текстура мяса расползается. А у продавца этой скумбрии — 98 килограммов. «Снимайте с продажи, — требуем, — продукт некачественный!» А нам (дело, к слову, было в гипермаркете) преспокойно отвечают: «А вы докажите. У нас поставщик надежный, награжденный призами и медалями и все документы, подтверждающие качество рыбы, в порядке». Пытаемся. Непросто. Экспертов практически нет. Ввозная свежемороженая рыба не подлежит обязательной сертификации и гигиенической регистрации. Нашли только одну лабораторию в Национальной академии наук, где нам смогут достоверно сказать, имеются ли в этой скумбрии опасные для здоровья микроорганизмы.


Анализируя подобные истории, приходится констатировать неприятный факт: несмотря на очень прогрессивное законодательство по защите прав потребителей, реализовать его на практике непросто. Продавцы не контролируют качество. Потребитель слабо знает свои права. А общественные организации оказались в довольно странной ситуации. Право защищать покупателя им дано по закону, а денег, чтобы нанять грамотных специалистов, провести экспертизу и выяснить, чей брак, — нет. Ни грантов, ни субсидий. А как нынче без экспертной оценки уличить торговца в недобросовестности? Бизнес самоорганизован и умеет защищаться.


Когда мы выходим на проверку по жалобе, отдельные продавцы сейчас пытаются этому препятствовать. «Все проверки запрещены! Мораторий на полгода!» — слышим в пику. Однако, если внимательно почитать Указ Президента № 689, законы об обращениях граждан, о защите прав потребителей, то они не противоречат друг другу, и общественный контроль за качеством и безопасностью товаров (работ и услуг), а также право на информацию и свободный выбор продукции были, есть и будут.


Беспокоит и то, что уже давно не работает Межведомственный координационный совет по защите прав потребителей (был учрежден постановлением Правительства), где бы голос общественных защитников был услышан государственными чиновниками. А ведь проблем на потребительском рынке — множество. Главная из них: тонкий баланс между развитием бизнес–сектора и общественного движения в защиту прав потребителя, на мой взгляд, нарушен. За 15 лет существования мы, прежде шедшие впереди коллег из России и Украины, теперь от них заметно отстаем в экспертизе, организации контрольных закупок. Это особенно опасно в периоды экономической нестабильности, когда попыток сбыть дешевый и некачественный товар становится больше. И на пути серого потока нет мощного защитного барьера.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter