Особенности программы импортозамещения в Беларуси

Сам себе импортер

По максимуму заменить ввозимые в страну товары на аналогичные, но произведенные отечественными производителями, хотела бы любая страна
Импортозамещение — процесс нужный и важный, в чем-то даже благородный. По максимуму заменить ввозимые в страну товары на аналогичные, но произведенные отечественными производителями, хотела бы любая страна. Однако не все спешат сделать это. Специалисты предупреждают: нет смысла замещать производство всего и вся — от булавки до самосвала. Иногда нужно рационально оценить, найдется ли на этот товар купец.


В Беларуси программа импортозамещения продолжается не первый год. Мы успели набить шишек на не самых удачных проектах, поэтому в последнее время процесс вытеснения с рынка импорта продукцией под маркой «Сделано в Беларуси» заметно трансформировался.
Руководитель управления промышленности, транспорта и связи Минэкономики Юрий Чеботарь вкратце обрисовывает ситуацию: в начале 2000-х у нас госпрограмма импортозамещения осуществлялась через конкретные проекты. Ныне реализация направлена на точечное решение проблем конкретных производств и конкретных товаров. Существует даже схема по замещению импортируемых в страну товаров, где сосредоточены наиболее актуальные для нее товарные позиции, по которым отмечается всплеск импорта. 

Специалист констатирует: смена подхода оказалась кстати. Доля поставляемой на экспорт импортозамещенной продукции выросла до 48 %, хотя в самом начале была на уровне около 40 %. Примечательно, что в 2009 и в 2013 годах, когда в стране отмечалось снижение уровня промпроизводства и стремительно сокращался экспорт, импортозамещенные товары уходили на внешние рынки просто влет.

В Минэкономики особо подчеркивают: замещенная по импорту продукция должна производиться в конкурентной среде. Никакое административное давление на производителей неприемлемо. Они сами должны принимать решение, стоит им браться за выпуск того или иного товара или нет.

Тем не менее подсказывать, где стоит проявить инициативу, не только можно, но и даже нужно. Не первый год Министерство торговли, изучая ситуацию на потребительском рынке, находит на нем такие позиции, которые было бы неплохо заместить. Причины могут быть разными. Например, у нас на рынке немало товаров, которые производятся в недостаточных объемах, либо же их потребительские свойства не дотягивают до тех критериев, которые предъявляют наши покупатели.

Марина Липницкая, замначальника управления потребительского рынка непродовольственных товаров Минторга, удивляется: почему перечень товаров для импортозамещения многие воспринимают как диктат чиновников, побуждающий к действию? Мол, товары из этого списка непременно нужно производить! Это совсем не так. Перечень стоит воспринимать лишь как информационную помощь предпринимателям. Как сведения, какие именно товары покупает население и в чем именно оно нуждается. 
Только с начала нынешнего года 63 позиции из длинного списка Минторга (в котором, кстати, насчитывается 360 пунктов) стали конкретными проектами. Выпуск этих товаров либо уже осуществляется, либо это дело ближайшего времени. 

За последние пять лет в стране по импортозамещению освоено производство более 280 наименований товаров. В их числе гипоаллергенные детские сухие смеси, подгузники для детей, декоративная косметика, холодильники с системой No-Frost, стиральные машины с увеличенной максимальной загрузкой белья до 7 килограммов и скоростью отжима 1400 оборотов в минуту, LCD-телевизоры со светодиодной подсветкой, мультиварки, СВЧ-печи и другие товары. Потребители от себя могут продолжить этот список, вспомнив, например, противовирусный препарат «Арпетол» или стиральные порошки, отбеливатели, другую бытовую химию под маркой «Сонца», выпускаемые в Осиповичах. Однако истинным символом нашей программы импортозамещения стали… березовые зубочистки, производимые на пинском предприятии. В свое время вопрос «а мы что, даже такой пустяк, как «ковырялку» для зубов, сами произвести не можем?» относился к числу риторических. 
Замещать импорт абсолютно всего и вся своими аналогами смысла нет, уверен заведующий отдела инновационной политики Института экономики НАН Валерий Гончаров. Ведь в некоторых направлениях нерационально пытаться «догнать и перегнать» мировых лидеров. К тому же стоит помнить: производить любой товар с нуля будет дорого и долго. Беларуси следует в вопросах импортозамещения наращивать свою специфику, развивая так называемый комплекс ключевых компетенций. Ученый уверен: главный момент — спрос. Замещая импортируемый товар своим, важно ориентироваться не только на внутренний рынок. Надо иметь полную уверенность в том, что впоследствии он будет прекрасно продаваться на экспорт.

benko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter