Как административные методы затягивают сроки капитального ремонта

Сам не гам, а мучения — нам

Тема капитального ремонта в СМИ — притча во языцех. С одной стороны, весь пафос жалоб жителей журналистам давно и бесповоротно знаком: сроки проведения работ затягиваются безжалостно и бессовестно, а качество их исполнения устроить может разве что прораба с отсутствующим зрительным нервом. С другой — представители ЖКХ постоянно рассказывают, как они борются с проблемами, как сокращают сроки ремонтов и даже устанавливают нормативные ограничения их продолжительности. В любом случае, если обычный ремонт сравнивают со стихийным бедствием, то капитальный — с катастрофой вселенского масштаба.



Для жителей нашего дома долгожданная, надо сказать, катастрофа развернулась нынешней весной. Сначала без объявления войны посреди двора установили бытовку строителей, завезли доски и брус, стали сооружать ограждения. А вскоре в почтовых ящиках появились договор на оказание услуг по капитальному ремонту и памятка жильцам: «В вашем доме с апреля по июль 2019 года будет проведен…»

Дом наш старенький, 1956 года, освежение ему, конечно, было необходимо. И не просто освежение, а доскональное изучение и решение проблем, которых за десятки лет скопилось множество. Но после прочтения договора стало понятно, что более 400 тысяч долларов (то есть 800 с лишним тысяч рублей, как было написано в документе), выделенных на ремонт четырехэтажного здания, уйдут на замену труб канализации и водоснабжения, газовых коммуникаций, щитков электросчетчиков, оконных блоков и входных групп в подъездах, а также крыши. Все! На этом капитальный ремонт закончен. В подъездах будет проведена покраска лишь той стены, на которой висит щиток, оштукатуривание фасада не предусмотрено, замена труб и батарей отопления — тоже.

Да, объем работ при капитальном ремонте с каждым годом сокращается. Да, из перечня того, что нужно поменять, исчезают окна или газовые плиты — этим должны озаботиться хозяева квартиры. Но сводить капитальный ремонт, по сути, к косметическому — все же профанация.

А как быть с вентиляцией, которую никто никогда не чистил? Жильцы сами что-то выгребают из вентиляционных шахт — кто как умеет. А что делать с трубами отопления, которые давно поржавели, особенно внутри перекрытий? Многие также жалуются на плесень, но про это никто и слушать не хочет, хотя на фасаде дома отчетливо видны трещины и выпадающие кирпичи. Да и кому слушать? Гродненский институт, который разрабатывал проект капремонта, в глаза не видел этого дома и его проблем.

Как бы то ни было, с начала мая дело сдвинулось с места, работа закипела. Вернее, зашевелилась. Иногда. По чуть-чуть…

Понятно, что если бы ремонт был завершен в июле, то браться за эту тему попросту не пришлось бы. Понятно и то, что не мы первые, не мы последние. Мне, по крайней мере, неизвестны случаи, когда «капиталку» сделали бы в срок.

Ясно также, что можно не описывать то, как горе-строители неделю бетонировали оконный проем, сделали его не по размеру, разбили отбойным молотком свежую кладку и еще неделю переделывали. Не станет откровением дыра диаметром 15 сантиметров в стене к соседям на месте прохода газовой трубы, заделать которую не удосуживаются уже ровно два месяца. Конечно же, никак не хватило мастерам и четырех самых теплых и сухих месяцев в году, чтобы завершить ремонт крыши.

Приведу лишь один пример, характеризующий отношение «исполнителей» к «заказчику». Ровно с 1 июля в доме нет газа, но жильцы продолжают получать жировки с графой «газопотребление». Ни ЖЭС, ни ЖРЭУ, ни районное ЖКХ не удосужились вспомнить, что все это время люди — и до сих пор! — готовят пищу исключительно в микроволновках да на дачных электроплитках. По их мнению, мы каждый по отдельности должны подать четыре десятка заявлений на перерасчет? Централизованно это сделать никак не выходит?

На одной из встреч с руководством районного ЖКХ люди справедливо стали возмущаться сложившейся ситуацией. И что вдруг выяснилось? Оказывается, ЖКХ района подрядчиков для проведения капитального ремонта не выбирает — этим занимается районная администрация. Хотелось свести к минимуму коррупционную составляющую? Допустим. Но, с другой стороны, у ЖКХ нет и никаких инструментов воздействия на исполнителей работ.

А самое главное — у фирмы, которая делает нам «капиталку», только в нашем районе в работе сразу 35 объектов! Вот мы и наблюдаем, как они бегают от одного к другому. Чистой воды «сам не гам»…

И тут уж без вопросов не обойтись. Неужели не понятно, что, перебрасывая рабочих с объекта на объект и делая ремонты в час по чайной ложке, компания ни один из 35 объектов не сдаст в установленный срок? Получается, мы сами административными методами затягиваем капитальные ремонты.

Возникает вопрос и по процедуре выбора подрядчика. О возможных коррупционных схемах даже не будем заикаться. Не сомневаюсь, что все сделано на конкурсной основе строго по регламентам. Но неужели не ясно, что, кроме стоимости работ, есть еще и качество, и сроки? Почему бы в тендерах не делать зазор в 10 — 15% от низшей цены, но привлечь к капитальным ремонтам и другие организации? Знаете, за 400 тысяч долларов толкового подрядчика все же можно найти!

Или зайти с другой стороны — ограничить количество объектов, одновременно ремонтируемых одной организацией, до трех—пяти. Сделал — можешь взять новый дом. Не сделал — иди и доделывай, а пока поработают другие.

Может, заодно и здоровая конкуренция на строительном рынке слегка бы наметилась?

А вообще, удивительная вещь. Мы, газетчики, обязаны завтра утром дать читателю новый номер издания — и сделаем это, несмотря на любые объективные сложности. Врачи проведут плановые и неотложные операции. Учителя отучат наших чад весь учебный год и не скажут, что не успели за это время изложить весь материал. Работники АПК выдоят коров тоже сегодня, и спасатели пожар потушат. И на заводе «БелДжи» смена не бросит не до конца собранный автомобиль. Вся страна укладывается в установленные графики, и только у строителей вечный аврал.

Помнится, как-то видел по ТВ программу про мегастройки где-то на Западе. Отставание на несколько часов от графика работ там воспринималось как угроза всему проекту и финансовому благополучию компании. Почему? Да просто система сдержек и противовесов продумана лучше. Уверен, если бы фирма, которая затянула капремонт здания уже на два месяца и вряд ли вообще закончит его в нынешнем году, выплатила городским властям неустойку, была обанкрочена и перестала существовать, а ее владельцам по суду на 10 лет было бы запрещено возвращаться в эту сферу, этому порадовались бы не только районное ЖКХ и жильцы нашего дома, но и все те, кому капремонт еще только предстоит.

Но боюсь, как бы за это время подрядчик не успел получить уже 36-й объект для плодотворной работы…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter