Салям алейкум!

Как живется татарам в Ивье 600 лет спустя Вряд ли думал воинственный Тохтамыш, что наследники его воинов мирно заживут на принеманских землях, среди голубоглазых славян.
Как живется татарам в Ивье 600 лет спустя

Вряд ли думал воинственный Тохтамыш, что наследники его воинов мирно заживут на принеманских землях, среди голубоглазых славян. Что сохранятся как народ, сберегут культуру, веру.

Каждую пятницу на высокий серебристый минарет Ивьевской мечети поднимаются несколько человек. Молитвой на арабском языке они зазывают прихожан на службу. Над тихим белорусским городом звучит гортанная, распевная речь. Приезжему кажется странным это сочетание белорусского пейзажа и восточной мелодии. А местные жители привыкли: на 8-тысячное Ивье три храма - церковь, костел, мечеть. Так было испокон веков.

Жанна Семеновна Шабанович (по паспорту - Хадыжа Исмайловна) - прелестная женщина, работник исполкома, дочь муллы, мой гид) - ведет меня на Советскую улицу. Здесь, в местечке Муравщизна, ныне ставшем частью города, исстари селились татары. Аккуратные и добротные дома, за которыми огромные пространства безупречно возделанных огородов. Огородничество - традиционный для татар способ зарабатывать деньги. А сейчас уже и все Ивье научилось выращивать отменные огурцы, помидоры, редиску.

С нами здороваются: "Салям алейкум!" После первого приветствия и я научилась отвечать: "Алейкум салям!"

У домов женщины в темных, по-особому завязанных платках, лица скуластые, глаза карие, волосы темные, тяжелые. При встрече глаза не сразу поднимают на собеседника. И все говорят по-белорусски. Айша Ибрагимовна Сафаревич, медсестра райбольницы, с которой мы остановились обменяться новостями, на мой вопрос о татарском языке разводит руками: "Утеряли, только отдельные слова остались: андарак, барыш, бусел, чарга, шапка, торба и... - смеется она, - знаменитое - дурак, баламут. Даже имена в паспорте - одни, в жизни - другие. Я всю жизнь была Аней, моя подруга Аюта - Анютой, наш мулла Исмаил Илеевич в народе зовется Измаил Александровичем. Мы привыкли к этому".

В татарских семьях нет строгого запрета на смешанные браки, продолжает она отвечать на мои расспросы. В маленьком частном магазинчике "Эльвира" хозяйничает Эльвира Ясинская, чистокровная татарка. Ее муж Дима Конопацкий - белорус. Сыграли недавно свадьбу по мусульманским обычаям. "В нашей семье, - признается Айша Ибрагимовна, - мы стараемся воспитывать детей так, чтобы супруга они нашли среди татар, надо же сохранять обычаи... Хотя всякое может случиться. Любовь!"

Оставив обувь на пороге, входим в мечеть. Кругом ковры, люди молятся, сидя на полу или скамейках. Стены украшены мугирами - стихами из Корана, написанными изысканной арабской вязью.

При Ивьевской мечети работает воскресная школа, где мальчиков учат читать Коран по-арабски, хотя в каждом доме есть книга в переводе на русский, белорусский, польский. Мне показывали рукописный Коран в кожаном переплете. Сколько книге лет - никто не знает. Много. Текст выцвел, кожа стерлась, но Коран передают из поколения в поколение как драгоценность.

Ивьевская мечеть - одна из самых старых в стране, ее построила в 1882 году владелица поместья Ивье Эльвира Замойская как дань трудолюбивому и отважному народу, живущему тут. До Великой Отечественной войны в Беларуси было 19 действующих мечетей. После долгое время оставалась только одна - Ивьевская. И в советские времена ее не раз хотели закрыть: мулле предлагали приличную пенсию, а то требовали предоставить справку, что он действительно знает Коран и может правильно вести службу. Главный муфтий из Уфы прислал ивьевским чиновникам такую справку. Мечеть оставили в покое.

В 1994 году тайным голосованием из четырех претендентов муллой Ивьевской мечети был избран Исмаил Илеевич Шабанович. Всю жизнь он трудом и потом добывал хлеб насущный - плотничал в колхозе, был продавцом, директором магазина. Сейчас на пенсии. Зато на нем - вся духовная жизнь общины ивьевских татар, а их около 700 человек. Мулла дает имена новорожденным, благословляет молодежь на брак, провожает человека в последний путь, ведет еженедельные службы - забот много.

- Без выходных живем, - смеется Исмаил Илеевич. - Пятница - наш молельный день, но людям на работу надо идти. Христиане в воскресенье отдыхают, а мы все дела спешим переделать, а в понедельник опять трудимся. Вот и выходит, что татары живут без выходных. Зато большие религиозные праздники отмечаем вместе: и христианский Великдень и мусульманский Рамазан - так уж в наших краях повелось.

Два года назад ивьевская татарская община широко отмечала 600-летие своего пребывания на белорусской земле. Весь город принимал участие в театрализованном действе. Как и положено в хорошей семье, где и праздники, и беды - вместе.

* * *

В Беларуси сегодня проживает 30 тысяч мусульман. Возродились мечети в Клецке, Новогрудке, Слониме, Смиловичах, Видзах и самый старейший храм в Восточной Европе - в Ловчицах, построенный еще в 1688 году. Толерантная, многонациональная Беларусь верна своим традициям.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter