Сальто

Киносреда, или Пойдем в кино с Димой Р.

Киносреда, или Пойдем в кино с Димой Р.


Что бы там ни говорили, а люблю я Тадеуша Конвицкого! Писателя, прозаика, политика, кинорежиссера и просто Человека с большой буквы. Помню, как в первый раз прочитал его книгу «Малый апокалипсис» — и, впечатленный, сразу же перечитал снова. А когда мне удалось посмотреть фильмы Конвицкого «Последний день лета», «Долина Иссы», «День поминовения усопших», я вдруг понял, что талант писателя, воплощенный в режиссерском искусстве, — это адская смесь, если угодно — бомба!


...В тихий польский городок приезжает человек. На его лице нет ничего запоминающегося, во всяком случае, ничего, что можно было бы назвать выдающимся, кроме... Пожалуй, кроме больших очков, которые придают его лицу официальный вид. Человек тайком, крадучись, проникает в дом и шепотом просит хозяина переночевать. Хозяин не против, хотя и не очень рад нежданному визиту. И вот тут незнакомец рассказывает душещипательную историю о том, что его преследуют, за ним гонятся, что дом, в который он пришел, до войны принадлежал ему... Хозяин разрешает гостю остаться на ночь. А на следующий день незнакомец внедряется в «тихую заводь» провинциального городка и все переворачивается с ног на голову: только герой начинает искать клад, как весть о сокровищах молниеносно разлетается и кладокопательство в городе становится почетным ремеслом. Лечит людей — и все жители тут же становятся к нему в очередь. Предсказывает будущее — и его нарекают мессией...


«Сальто» — это прыжок из реальности в ирреальность и обратно. Фильм–притча, фарс, выдаваемый за трагедию, который не оставит равнодушным зрителя любой возрастной категории. Конечно, в некоторые моменты он может показаться нудным и затянутым, но через мгновение становится ясно: все это сделано автором умышленно, дабы усыпить зрительскую бдительность. И хотя картина создана в 1965 году, смотреть ее все так же интересно, а главное, нет ощущения двусмысленности или «правильного советского кино». Мне даже не совсем понятно, почему Конвицкому запрещали писать, но разрешали снимать? Ведь инакомыслие в те годы не приветствовалось как в жизни, так и в искусстве. Хотя, конечно же, искусство подразумевает умение быть собой — не таким, как все, исключительным. И это польскому кинорежиссеру Тадеушу Конвицкому вполне удалось.


С кем пойти - всем! Всем! Всем! Без исключения.


Плюс - проверено временем.


Минус – нет.


Оценка - *****.


Ведущий рубрики Дмитрий Раковский.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter