Салоны для «кобелирующих личностей»?

Расследование
Расследование

Есть вечная проблема — где устроиться на ночь приезжим? Есть проблема и у тех, кто ищет сексуальных приключений, мечтая снять на пару-тройку часов комнатку и предаться, пардон, «кобелированию». Есть проблема у налоговиков — огромный бизнес сдачи помещений в поднаем (на час, на сутки и т.д.) фактически ушел в тень — владельцы доходных квартир не платят налоги, то есть совершают преступление. Конечно, нередко этим бизнесом занимаются люди небогатые (пенсионеры), которые сами ютятся у родственников, укрепляя таким макаром свой скудный бюджет. Но есть и ловкачи: скупают квартиры и устраивают нелегальные гостиницы. А там — разврат, «серые схемы», уход от налогов, опасность возгораний во время ночных оргий, притоны для воров-гастролеров и прочие прелести… Главное — что с этим непотребством как-то свыклись и городские власти, да и участковые стесняются потревожить беспокойный «отдых».

Корреспондент «СБ» решил своими глазами рассмотреть проблему.

1. Ищем

Я покупаю рекламную газету, разворачиваю... Интересно! Объявлений о сдаче квартир на часы — многие десятки: любые районы Минска, любой набор удобств и широкий выбор цен. Вот типичные: «Однокомнатная квартира. На часы!!! Центр!!! Заселение хозяйкой. Скидки!!!», «Широкая турецкая кровать! Вы о такой мечтали!», «Евроремонт. Широкая кровать, ТV и DVD, СВЧ, джакузи. Охраняемый паркинг. Близко метро». «На часы! Вы будете приятно удивлены! Суперлюкс! Спешите! Хозяйка приветлива и обходительна!»

Спрашивается, какое дело постояльцу на час до приветливости хозяйки? Ей что, свечу держать?

Большинство призывов — с фотографиями помещений. С учетом тех объявлений, что без фото, с учетом посуточной аренды — сотни предложений!

Иные рекламодатели повторяются. На одной странице: «1,5–комн., безупречный «люкс». Для встреч — на часы, для отдыха — на ночь. Конфиденциальность гарантирована». На другой странице — тот же телефон, но иные условия: «1–комн. аккуратная. Спокойно и уютно, как дома. Конфиденциально. 2–спальная кровать. Вы такую ищете. Круглосуточно»... Похоже, здесь работает не владелец квартиры, а «диспетчер». Похлеще, чем в аналогичных государственных конторах гостиничного сервиса.

2. Звоним

Рекламная газета, которую бесплатно опускают в почтовые ящики минчан. Здесь десяток кратких, но понятных объявлений: «Сутки. Часы». Набираю один из номеров. Мне, мол, нужна квартира на два часа. Точнее, нам. Двоим. Прямо сейчас. Номера переспрашиваю: мол, не ошибся ли? Разговоры записываю. Пятница, 22 часа.

«К вам на пару часов можно?» — «На «часы» мы закончили, работали до десяти. Можно только на сутки. Хотя... 46 тысяч. Но уйдете ночью».

«Мне бы на пару часиков...» — «Когда?» — «Побыстрее. Прямо сейчас! Поближе к «Комаровке». — «Вам до которого времени?» — « К полуночи уйдем». — «Есть на площади Якуба Коласа. 40 тысяч».

«На два часа можно?» — «Нет, к сожалению. Все занято».

Короче, ночная жизнь кипит! Я звонил по рекламным объявлениям в середине недели и днем: выбор был шире. Отвечают голоса исключительно женские, «моложавые» и вовсе девичьи. Но отвечают и женщины постарше, явно пенсионного возраста. Всем ясно даю понять, что приду не один — с подругой. Пожалуйста! Очевидно, на то крутой бизнес и ориентирован.

От одной «хаты» отказываюсь: однокомнатная «хрущевка» возле Комаровского рынка. Убранство спартанское. Весьма амортизированная кровать: сильно изношенная, продавленная посередине. Чувствуется, трудились на ней усердно и постоянно. Зато полное доверие. Платишь вперед 10 у.е. за час. Уходя, ключи оставляешь на столе, дверь защелкиваешь... Настоящая «малина»...

Пора, однако, определяться. Мне называют адрес в длинном многоэтажном доме, что растянулся от площади Бангалор до улицы Кульман. Однокомнатная квартира на втором этаже. Похоже, диспетчерская или администраторская. Говорят со мной и оформляют заказ через решетку.

Здесь легкая очередь. Пока клиент передо мной рассчитывается, заполняю «адресный листок». Фамилию и домашний адрес беру с потолка. Документы у меня не спросили. Демонстративно, на глазах диспетчера, выпиваю бутылку пива, открываю вторую. В пакете звенит третья. Нагло говорю прямым текстом: имею всего два часа. Это никого не смущает. Протягиваю сквозь прутья 50–тысячную купюру, взамен — ключи и бумажку с адресом.

3. Наслаждаемся услугой

Снятая мной квартира — в соседнем 5–этажном доме, он виден из окна. Едва вхожу — звонит телефон. Это диспетчер. Напоминает: «Ключи не забудьте вернуть!» Женщина сразу предупреждала, что вариант на самый комфортный: другие, мол, сейчас заняты. Тоже однокомнатная квартира. Кухня с самым необходимым, в «зале» — два кресла, столик, телевизор. И разумеется, очень широкая кровать.

Мы вошли сюда вдвоем — с оперативным сотрудником отдела по противодействию незаконному обороту наркотиков и преступлениям в сфере нравов Центрального РУВД. Он посвящает меня в тонкости, которые прямо к нашему делу не относятся, хотя и стоят весьма близко. Ясно же, что квартиру на пару часов снимают для интимных встреч: я этого от диспетчера и не скрывал. Или для оказания сексуальных услуг. Ведь куда–то же «девочки» ведут своих клиентов. Не в свои же квартиры!

Итак, тонкости. Только за май работники упомянутого отдела составили около 40 протоколов о занятии проституцией. В районе несколько так называемых «стометровок», где местные дамы известного поведения поджидают клиентов. Отдел контролирует и выезды из Минска, где кучкуются «гастарбайтерши» из Орши, Жодино, Борисова...

Притоны выявляются методом «контрольной закупки». Примерно так, как я снял квартиру. Оперативники точно так же звонят по телефону, опубликованному в местной рекламной газете. Включают диктофон — как делал и я. Записывают, какие услуги (какой секс: «классический» или «нестандартный») будут оказаны, записывают расценки и адрес. Приезжают... Уличенные, как правило, не отпираются.

Недавно таким образом задержали двух девушек, работавших с сутенером. Час их «услуг» стоил 60 долларов, 10 из которых они отдавали своему «охраннику». Дело уже передано в суд.

...Через 15 минут мы возвращаемся к диспетчеру–администратору, мой «напарник» предъявляет документы: «Милиция! Этого мужчину знаете? Обслуживали? Деньги взяли?» Купюра была помечена, нашлась легко.

Диспетчер — в панике, почти в истерике: «Что теперь со мной будет? Меня только посидеть попросили...» Куда–то нервно звонит: «Меня в милицию забирают!» Машина ждет у подъезда. Я играю роль оперативника до конца. «До завтра, мужики! Мне после трех бутылок пива на службу нельзя».

Я не знаю, каким будет итог разбирательства в РУВД. Но вопросы напрашиваются сами собой. Бумажка, которую мне дали, — это и есть «чек»? Деньги, которые я уплатил, пройдут через бухгалтерию? Вряд ли. «Черный нал» идет в «черную» кассу! Как и неуплаченные с него налоги. Сколько таких клиентов может обслужить за сутки один диспетчер? И сколько всего таких диспетчеров в Минске?.. Судя по газетам, — сотни! Наконец, каково соседям тех квартир, куда каждые несколько часов, сменяя друг друга, разные, в том числе подозрительные, личности заходят развлечься. Часто в подпитии, агрессивные, не рискующие ни документами, ни репутацией...

Ограничимся, однако, фискальной стороной дела. Ясно, что мимо казны идут немалые суммы. Места сокрытия доходов от налогов (телефоны, по крайней мере) известны. Приезжай и бери нарушителей голыми руками! Неужели налоговые службы всего этого не видят?

Видят. Ольга Зимина, начальник отдела налогообложения физических лиц, прочих доходов и сборов ИМНС по Советскому району Минска: «Этот нелегальный бизнес процветает. Мы о нем знаем. Пытаемся противостоять. Но...» Далее сказанное О.Зиминой изложу кратко.

Отдел занят тем, в частности, что фиксирует договоры поднайма между физическими лицами (как правило, на долгосрочный период) и контролирует их исполнение. Есть такой вид деятельности — «гостиничные услуги» — и у предпринимателей. Они могут сдавать жилье и на часы. Но таких зарегистрировано мало. Выявлением нелегальных коммерсантов занимается (но далеко не только этим) рейдовый отдел. В нем всего 9 человек.

Инспектора тоже работают методом «контрольной закупки». Но есть сложности. «Администраторы» обычно забирают паспорта (странно, почему не взяли у меня?). Расчет — по окончании срока: деньги и ключи в обмен на паспорт.

«Администраторы» имеют, как правило, связи. Вычислить инспектора для них — дело техники. И вычисляют! К тому же инспектор рискует тем, что показывает сомнительным «бизнесменам» свою прописку.

Словом, или расчет проходит исключительно корректно (с чеком, в рублях, т.к. оплата в долларах — это уже нарушение) или его нет вовсе: денег не берут. Ничего, мол, не знаю, меня просили только посидеть, как в моем случае.

Иначе говоря, «бизнесмен» пошел ученый. В прошлом году районная инспекция документировала один такой случай. Женщина сняла квартиру на длительный срок и ее же сдавала на часы. Как бы в субаренду. Хозяин даже не знал. Был наложен штраф. Прецедент, очевидно, получил огласку: сдатчики жилья нашли конспиративные хитрости. Инспектора ищут контрмеры.

Но серьезно припугнуть нарушителей в сущности нечем. Новый кодекс не предусматривает конфискации жилья за подобные правонарушения — только административные наказания. Словом, в этом году прецедентов — протокол, наложение штрафа, передача дела в суд — не было вовсе. Хотя теневой бизнес, повторюсь, — по признанию самих же налоговиков — процветает.

4. Констатируем

Сомнительный рынок сформировался целиком и полностью. Обширный, с устоявшимися ценами. Это хорошо, если говорить действительно об отдыхе и ночлеге. Значит, любой приезжий получит сравнимый с гостиничным комфорт, даже если все гостиницы заняты. Иные объявления гарантируют официальный договор и даже регистрацию постояльца в ОВИРе, значит, фирма платит и налоги. По той же схеме работает этот рынок, скажем в Москве. Почти те же цены: от 50 до 500 у.е. в сутки. Нижняя планка — уровень заштатной гостиницы, верхняя — «люкс» хорошего отеля.

Но минусов у этого бизнеса несравнимо больше. Да, я могу лишь предположить, что по иным из указанных номеров можно заказать не только кровать, но и партнершу, «приветливую и обходительную». Александр Ластовский, и.о. начальника отдела информации и общественных связей ГУВД Мингорисполкома подтвердил, что предложения услуг сексуального характера периодически выявляются именно через объявления в газете. В частности, в той же, которую я цитировал. Объявления вполне невинные: мол, обещаем приятное времяпрепровождение в приятной компании. Выявляют и сутенеров: эту «смежную» профессию освоили, например, таксисты. Александр Ластовский подчеркивает, что наше уголовное законодательство во главу угла ставит ответственность именно сутенера, а не «дамы».

5. Рассуждаем

Масштаб теневого бизнеса с квартирами «на час» поражает. Явление имеет не только финансовый аспект, но и криминальный: где проституция, там и уголовщина. Недавно сообщалось, что двое воров в Минске, уплатив за сутки 100 долларов, вынесли из квартиры хозяйки, решившей заработать на «сдаче», добра на 12 миллионов рублей.

Я сделел кое-какие подсчеты: каждый час квартира приносит владельцу в среднем по 10 долларов. В сутки — за 200! Таких квартир — множество. Стало быть, люди покупают несколько квартир, пускают их на «конвейер», получая в сутки по 200 долларов! Неплохо!

Есть еще и аспект нравственный. Легко открываются, скажем, российские порносайты. Только щелкнете клавишей — «лучшие проститутки Москвы» к вашим услугам. Но в Интернете невозможно найти «проституток Минска». Сайты не открываются. Зависают. Недоступны. Хотя проститутки как таковые, увы, имеются. Почему их нет в Интернете? Есть у меня хорошее подозрение, что им этого не позволяют. Те, кому это поручено.

Свою общественную мораль мы бережем. Этому можно только порадоваться. Однако разгул бизнеса «на час», на мой взгляд, перешел приемлемые рамки. Нелогично отстаивать мораль и одновременно позволять «красным фонарям» светить по всему Минску.

Строго говоря, сейчас за сдачу квартиры «на часы» можно угодить и за решетку. Новая редакция Уголовного кодекса предусматривает ответственность, если лицо «заведомо знало», что помещение будет использовано для занятий проституцией и извлекало из этого прибыль. От трех до пяти лет лишения свободы... Доказать это нелегко, но не безнадежно: и про притон можно доказать, и умысел на извлечение прибыли. Куда же смотрит товарищ законодатель?

В апреле этот вопрос — «О правовом регулировании систематической сдачи физическими лицами жилых помещений для краткосрочного проживания» — специально рассматривал Конституционный Суд. Цитирую из решения:

«Систематическая сдача жилых помещений гражданами–собственниками и гражданами–нанимателями на краткосрочный период по своим признакам тяготеет к предпринимательской деятельности... В то же время четкие критерии... не определены. Например, в гражданском и жилищном законодательстве отсутствует разъяснение понятий «предоставление мест в домах, квартирах, коттеджах для краткосрочного проживания» (на часы, сутки и т.п.), «систематическая сдача жилых помещений» и «систематическое получение прибыли».

Неясность и неопределенность положений нормативных правовых актов, их противоречивость и двусмысленность могут привести как к нарушениям прав и законных интересов граждан, так и злоупотреблению с их стороны своими правами».

Конституционный Суд констатирует: нормативный правовой пробел налицо. Нужно его заполнять, предложения Правительству сделаны. Значит, будем ждать? А в это время в жилых домах, даже элитных «сталинках» в центре Минска гудят–веселятся компании в комнатах «на ночь», раздаются сладострастные стоны и вопли. А кстати, вдруг разгоряченный клиент бросит на пол сигарету либо его пьяная подруга забудет после «кофе» выключить газовую плиту? Не дожили еще до пожаров? Доживем? Если будем закрывать глаза на новый «бизнес»!

Кое–что могут и сами граждане, которым досаждают сомнительные квартиры. Объявление в налоговой инспекции: «Если вы преисполнены гражданским долгом, если желаете содействовать выявлению... если у вас есть сведения о нарушении законодательства о налогах и предпринимательстве... звоните по телефону доверия Министерства по налогам и сборам (8–017) 206–53–53. Анонимность гарантируется». Полагаю не зазорно. Если «гостиничный бизнес» соседей лишил вас покоя, звонить можно и должно! Это — не «стукачество»! Никто не должен зависеть от «бизнесменов» и их желания заработать любой ценой. Как вы думаете?

Многое могут сделать редакции рекламных газет. Вернее, те, кто должен их контролировать. Почему подавляющая часть объявлений о «гостиничном бизнесе» не содержит — как того требует закон! — номера лицензии? Явное и массовое нарушение!

Наконец, нужный инструмент, на мой взгляд, дает Декрет Президента № 3 «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми» от 9 марта 2005 г.

«...9. Министерству внутренних дел совместно с Министерством торговли, Министерством информации, Министерством юстиции, облисполкомами и Минским горисполкомом:

усилить контроль за распространением в средствах массовой информации и на территории Республики Беларусь рекламы, направленной на... предоставление сексуальных услуг под видом законной деятельности, антиобщественное поведение...»

Уже одно четкое исполнение Декрета № 3 поможет вычистить, изгнать сомнительные услуги с рекламного поля, рекламного рынка. Это самый простой, самый быстрый и самый дешевый способ.

Скажут: это загонит бизнес в подполье. Ну и пусть! Кому очень нужна «услуга» — найдет, как свинья всегда найдет лужу. Кто как, но в этом смысле я скучаю по советским временам. Все знали, что «где–то там» есть проститутки. Но дело это было низким и постыдным. Преследовалось и правоохранительными органами, и общественным мнением. Отказавшись от этой строгости, мы потом спохватились. Вовремя. Успели. Не дали разгуляться криминалу, сохранили нравственное здоровье молодежи. Но как показывает бизнес «на час», проблема не решена.

Те, кто желает внести свой вклад в борьбу с дефицитом недорогих гостиниц, могут не беспокоиться. Надо лишь заключить договор с ЖЭКом и исправно платить налоги. И спать спокойно. Чтобы другим не мешать делать это же.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter