Сальдо с минусом, потому что импорт с плюсом

Ну и что из того, спросит читатель, если он качественный? А то, что из таких вот маленьких капелек собирается большая река импортного продовольствия, которое мы можем производить сами, не создавая давления на валютный рынок.

В БУФЕТЕ Дома прессы продается сухое пюре быстрого приготовления. Произведен продукт в Саратовской области

Ну и что из того, спросит читатель, если он качественный? А то, что из таких вот маленьких капелек собирается большая река импортного продовольствия, которое мы можем производить сами, не создавая давления на валютный рынок.

В прошлом году отрицательное сальдо нашей внешней торговли товарами и услугами составило 1,7 миллиарда долларов. Повлияла ситуация на мировом рынке, что привело к сокращению белорусского экспорта на 15 процентов. Уменьшился  и  импорт,  но  только   на 6 процентов.

Белорусский АПК в числе тех, кто   хоть   как-то подсластил горькую пилюлю — экспорт продовольствия вырос почти на 11 процентов. Но это меркнет на фоне того, что ввезли на 19 процентов продуктов питания больше, чем в 2012 году. И потеряли на этом почти полмиллиарда долларов.

По статистике, критический импорт остался на прежнем уровне. Чая, кофе, цитрусовых и прочей экзотики больше потреблять мы не стали. А вот яблок в прошлом году ввезли на 15 миллионов долларов больше, чем в 2012-м. Этот самый распространенный в Беларуси фрукт давно стал притчей во языцех. Коль ввозят, значит, своих яблок не хватает. Получается, что в погоне за стратегическими продуктами — молоком, мясом, зерном — забыли об обыкновенном яблоке. А ведь у нас достаточно земли, чтобы разводить сады. И перестать ввозить за валюту то, что вполне можем вырастить сами.

Об импортозамещении говорят едва ли не каждый день. Но решаем мы этот вопрос порой через пень-колоду, считает заместитель председателя Молодечненского межрайонного комитета государственного контроля Владислав Ланюгов. Только так, по его словам, можно оценить ситуацию с выпуском в стране льняного масла. В свое время государство оказало многомиллиардную поддержку Воложинскому льнокомбинату, построили цех для его производства. На деле же вышло, что его мощности используются лишь на 15 процентов. При этом выпускается преимущественно техническое масло, а пищевого — мизер. На предприятии не позаботились о сырье, отсюда и результат. А в это время в магазинах преобладает импортное льняное масло, которое везут даже с российского Алтая.

В прошлом году импорт мучных кондитерских изделий вырос на 37 миллионов долларов. Неужели не можем своих испечь в достатке? Вроде бы можем. Но здесь включается другой фактор. Посмотрите, как навязчиво идет по телевизору реклама одного всем известного бисквита. Почему же мы сидим и ждем, что кто-то купит нечто похожее наше? Это касается и шоколадных изделий, импорт которых в прошлом году вырос почти на 30 миллионов долларов. Сравните количество рекламы отечественных и зарубежных брендов — результат явно не в нашу пользу.

Вернемся к тому, с чего начинали, к картофелю. Мы справедливо гордимся, что производим его на душу населения больше всех в мире. Но куда важнее распорядиться сырьем, чем и являются клубни. А вот здесь хвалиться особо нечем. Картофельное пюре быстрого приготовления, чипсы и другие продукты продолжают массово ввозиться из-за рубежа.

Можно еще понять, когда импортируем то, что у самих не растет: бананы с персиками да киви с ананасами. Но везти то, чего полно в каждом огороде, — это уже явный перебор.

Василий ГЕДРОЙЦ, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter