Сальдо назад

МИД подвел итоги своей работы за прошлый год
МИД подвел итоги своей работы за прошлый год

Перефразируя известный афоризм, можно сказать, что внешняя политика есть концентрированное выражение внешнеэкономической деятельности. Подобно Германии и другим государствам, которые производят товаров и услуг больше, чем могут потребить сами, залог развития белорусской экономики — это экспорт. Президент поставил перед дипломатами задачу максимально способствовать росту экспортных поставок. Неудивительно, что вчера, подводя итоги деятельности МИДа за прошлый год, министр иностранных дел Сергей Мартынов начал с анализа внешнеэкономической деятельности.

Вчерашнее большое совещание, официально названное «расширенной коллегией МИДа с участием Премьер–министра Сергея Сидорского», является традиционным мероприятием. Но нынешняя коллегия значительно отличалась от предшествующих. В прошлом году товарооборот Беларуси с другими странами мира составил рекордные 53 миллиарда долларов и по сравнению с 2006 годом увеличился более чем на четверть. Чуть меньшими, но тоже очень высокими темпами рос белорусский экспорт. Однако наиболее впечатляющие со знаком минус результаты показал импорт. Темпы роста импорта на 5 процентов превысили темпы роста экспорта. В результате отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило более 4,3 миллиарда долларов (при прогнозе 720 миллионов) и по сравнению с 2006 годом увеличилось на 1,7 миллиарда долларов.

«Основным источником формирования отрицательного сальдо внешней торговли товарами являются экспортно–импортные операции с промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие), — объясняется ситуация на сайте МИДа. — Анализируя рост импортных поставок в 2007 году, нельзя не отметить все более возрастающую роль ценового фактора. Именно цены являются главным фактором роста его объемов и причиной увеличения отрицательного сальдо».

...Сергей Мартынов был вынужден признать, что 2007 год был непростым для Беларуси, и в первую очередь в плане экономических вызовов. Министр перечислил их. «Кардинальное изменение ситуации в торговле с Россией: удвоение цены на газ, изменение условий торговли нефтью, ужесточение доступа на российский рынок белорусских товаров», — отметил он во–первых. Вторым важным фактором дипломат назвал лишение белорусских предприятий торговых преференций Евросоюза, третьим — введение США экономических санкций против концерна «Белнефтехим».

По оценке министра, благодаря усилиям Правительства, производителей удалось «снять экономическое напряжение в отношениях с Россией». Те причины, которые ухудшили прогнозные показатели внешнеэкономической деятельности Беларуси, во многом непосредственно не зависели от белорусской внешней политики. Тем не менее даже в таких сложных условиях могут быть найдены варианты для увеличения экспорта и сокращения отрицательного сальдо в торговле.

...Здесь мне важным представляется такой акцент: на днях, принимая кадровые назначения по дипломатам, Александр Лукашенко коснулся вопросов внешней политики. В части ее внешнеэкономической составляющей Президент обратился к сельхозпроизводителям: «Дефицит продовольствия ощущается не только в Африке и в бедных странах, сегодня не хватает продовольствия и в Европе, и в странах Америки, и в России. В нашей стране значительный удельный вес аграрного сектора экономики. В Беларуси всегда производили много мяса и молока, но не имели достаточно средств. В настоящее время продукты питания стали дорогими. С одной стороны, это тяжело для населения, но, с другой стороны, наши крестьяне могут получить хорошие деньги за продажу своей продукции. Продавайте».

Касаясь, так сказать, чистой внешней политики, Александр Лукашенко подчеркнул, что дипломатия нашего государства как была, так и остается многовекторной — находясь в центре Европы, между Россией и Западом, Беларуси просто необходимо выстраивать нормальные отношения со своими соседями. «Никаких кардинальных изменений нет и быть не может, — заявил Президент. — В последнее время все чаще раздаются голоса с разных сторон, что Беларусь меняет кардинально свою внешнюю политику, что мы пошли у кого–то на поводу. Мы проводили и проводим взвешенную, аккуратную внешнюю политику, и если мы где–то идем на компромиссы, как в последнее время с Европейским союзом, то я бы не сказал, что мы поменяли вектор нашей внешней политики и пытаемся, как некоторые говорят, заигрывать с Западом».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter