Сальдо на молоке и мясе

Положительное сальдо внешней торговли должно быть достигнуто к 2014 году. Такая задача поставлена перед всеми отраслями народного хозяйства страны в Национальной программе развития экспорта на текущую пятилетку.

Статистика свидетельствует, что ситуация пока не совсем благополучная. Оборот внешней торговли увеличился в прошлом году на 20,5 процента и составил 60,1 миллиарда долларов. При этом объем экспорта возрос до 25,2 миллиарда долларов (плюс 18,4 процента), импорта — до 34,9 миллиарда долларов (плюс 22,9 процента). Таким образом, отрицательное внешнеторговое сальдо составило 9,6 миллиарда долларов, увеличившись за год на 32,7 процента. Председатель правления Национального банка Петр Прокопович считает, что, если Беларусь не выйдет на положительное сальдо внешней торговли, под угрозой могут оказаться все планы развития экономики страны.

Стратегическим направлением в Национальной программе развития экспорта на 2011—2015 годы определено наращивание объемов производства и продажи за рубеж продуктов питания. Только по молочной отрасли, к примеру, реализацию товаров на внешнем рынке намечено увеличить более чем в два раза. Тем не менее задачи, поставленные перед агропромышленным комплексом и пищепромом, вполне выполнимы. Свидетельством тому итоги минувшего года, когда удалось увеличить экспорт продовольствия на 43,7 процента, доведя его до 3,1 миллиарда долларов. Согласно данным Национального статистического комитета, внешнеторговое сальдо по данной группе товаров сложилось положительное и составило 1,2 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с 2009 годом в 2,2 раза.

Рост стоимостных объемов поставок был достигнут за счет экспорта молочных и мясных продуктов, а также сахара. В то же время в 2010 году зафиксировано сокращение основных товарных позиций импорта. На 45,7 процента уменьшился ввоз зерна, на 3,7 — продуктов для кормления животных, на 3,4 — мороженой рыбы.

Весь прошлый год более 90 процентов экспортных поставок продовольствия осуществлялось в Россию. Те же наши молочные предприятия торговали там исключительно с положительной рентабельностью, и ни один из производителей не понес убытков. В зависимости от спроса и формирования цены рентабельность белорусской продукции у российского покупателя составила от 10 до 60 процентов.

По мнению экспертов, у нашего продовольствия есть хорошие шансы на российском рынке и в текущей пятилетке. Во время недавней московской международной выставки «Продэкспо-2011» стенды белорусских производителей мясо-молочной продукции посетила министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник, которая высоко оценила качество и товарный вид наших изделий. Тем не менее генеральный директор Торгового дома «Гродненский» Дмитрий Сиротенко, который представлял интересы 9 молокоперерабатывающих заводов и 5 мясокомбинатов Принеманского края, отметил, что на российском рынке в мясных продуктах конкурентная составляющая ушла дальше, чем в молочных. Мясо там представлено в широчайших спектрах: от соевого суррогата до абсолютно натуральных фермерских продуктов, в том числе стейков за 20 долларов. Белорусские мясные изделия занимают в России нишу, которую можно охарактеризовать как «качественная продукция среднего класса». Поэтому соседний рынок нужно покорять не только вкусом и качеством, но и современной логистикой. Чтобы сократить расходы и ослабить риски, белорусские производители продуктов питания, объединив усилия, должны открывать за рубежом торговые дома со своими складскими помещениями.

По мнению заместителя премьер-министра Беларуси Валерия Иванова, поставки продовольственного экспорта следует также диверсифицировать. За минувший год число стран, куда мы продавали сельхозпродукцию, уменьшилось с 63 до 49. А значит, учитывая рост спроса на продовольствие в мире, необходимо не сокращать, а укреплять наше присутствие на новых зарубежных рынках.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?