Сальдо-мортале

Валютный рынок «поправится» после балансировки внешней торговли?

Ситуация на валютном рынке исправится после балансировки внешней торговли?

Тема валютного регулирования рынка в последние дни, без преувеличений, стала топовой. Ее обсуждают в блогах и на форумах, в магазинах и на рынках, а по числу запросов в Интернете выражение «Что будет с курсом доллара?» уже несколько недель просто зашкаливает. Но, похоже, накал страстей скоро начнет стихать.

По крайней мере, подпитываться «горячими» новостями эта сфера рынка прекратит. Оценив, что все решения, необходимые для сохранения и наращивания в стране золотовалютных резервов, в настоящее время приняты, Нацбанк принял решение «заморозить» свою активность и в течение ближайшего времени.

В начале марта экономика страны столкнулась с резким увеличением спроса со стороны населения и предприятий на валюту, спровоцированным опасениями относительно возможной разовой девальвации. На фоне этого ажиотажа Нацбанку пришлось для урегулирования ситуации претворить в жизнь ряд непопулярных мер. По итогу оздоровительного «курса» правление главного финансового ведомства страны приняло решение не применять дополнительных ограничительных мер в сфере валютного регулирования и валютного контроля. При этом Национальный банк в очередной раз отметил, что «полностью исключает возможность проведения разовой существенной корректировки обменного курса белорусского рубля, а при необходимости готов рассматривать и реализовывать иные меры, которые позволят скорректировать внешний дисбаланс».

Понятно, что инициативы регулятора финансового рынка нашли немало критиков. Даже побывавший на минувшей неделе на «прямой линии» в редакции нашей газеты вице-премьер Сергей Румас (в недавнем прошлом банкир) отметил: «Предложение Нацбанка о том, что сделки купли-продажи валюты между банками и субъектами хозяйствования можно совершать по курсу, отклоняющемуся от официального на 10 %, можно расценивать по-разному. Но, по сути, в данном случае мы возвращаемся к множественности обменных курсов. Было бы хорошо, если бы это отклонение от официального курса решило бы все проблемы, но те сигналы, которые посылает рынок, говорят о том, что 10 % явно недостаточно».

Понятно, что проблемы на валютном рынке имеют свои корни. Известный экономист, декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев видит один из них в том, что страна сегодня явно живет не по средствам. Согласно обнародованным недавно данным Национального статистического комитета в январе—феврале нынешнего года при размере внешнего товарооборота $ 10 687,3 млн. экспорт составил $ 4360 млн., импорт — $ 6327,3. То есть разница между проданными и приобретенными товарами составила $ 1967,3. Для сравнения: за первые два месяца прошлого года этот показатель составлял $ 468 млн. и тоже казался немаленьким. «По миллиарду в месяц отрицательного торгового сальдо — это чрезмерно, — объясняет свою позицию Михаил Ковалев. – Мы, не заработав валюты, стали слишком много ее тратить, поэтому и пришли к той ситуации, которую сегодня наблюдаем». Быстро сбалансировать экспорт и импорт можно, только ограничив спрос на потребительский и частично инвестиционный импорт. В числе предлагаемых экономистом категоричных мер фигурируют и такие, к примеру, как временный мораторий на покупку некритического импорта за бюджетные средства. «Мне кажется, стоило бы ограничить кредитование населения в части покупок импортных товаров, да и госпредприятиям чуть умерить свои аппетиты», — поясняет свою точку зрения Михаил Ковалев.

В перечне главных катализаторов растущего внешнеторгового сальдо называют увеличение с 1 июля 2011 года пошлин на ввоз автомобилей до уровня российских, из-за этого бывшие в употреблении авто должны подорожать. Пытаясь успеть впрыгнуть в последний вагон, многие белорусы принялись активно обновлять личные автопарки – кто для себя, кто про запас, чтобы потом с выгодой перепродать. Соответственно, вырос и спрос на наличную валюту. Что примечательно, нынешняя ситуация полностью повторяет события минувшего года: повышения пошлин граждане ждали с 1 июля 2010 года, но тогда этого так и не произошло. Но подготовительный этап дорого дался валютному рынку. Только за год из страны было вывезено более $ 1,5 млрд. наличными. По оценкам аналитиков, нынешние цифры могут оказаться гораздо более высокими. «Граждане действительно сегодня ввозят слишком много автомобилей, при этом их практически не продают. В тот момент, когда начнутся продажи, желательно в Россию или Казахстан, ситуация заметно изменится к лучшему. Белорусы принесут вырученную валюту обратно в банки», — отмечает Михаил Ковалев.

Руководитель аналитического центра Ассоциации белорусских банков Феликс Чернявский оценивает антикризисные меры Нацбанка как положительные: «Ведомству удалось сделать главное – прекратить отток золотовалютных резервов, но не стоит забывать и про обратную сторону таких мер. Сегодня существует немало подозрений, что предприятия-экспортеры немалую часть своей валютной выручки не возвращают в страну, опасаясь новых законодательных инициатив. Это недостоверная информация, ее еще надо проверять, но в случае, если слух подтвердится, будет не очень приятно».

Экономисты придерживаются мнения, что эффективность мер, принятых Нацбанком, находится в прямой зависимости от того, насколько серьезным окажется ужесточение бюджетной политики. В правительстве заметили: в ближайшее время будет вынесено ограничение инвестиционной программы, которая финансируется за счет госбюджета, к тому же целый ряд строек, которые на данном этапе не считаются первоочередными, вряд ли будут развернуты в нынешнем году – их отложат до лучших времен. В целях планируемого сокращения дефицита бюджета сектора органов государственного управления с 3 % до 1,5 % ВВП проводится работа по увеличению доходной и сокращению расходной частей бюджета.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter