В поисках утраченного: какими были свадьбы наших предков?

Сакральный код счастья

Веками свадьбы сопровождались обрядами. Прадеды верили, что, следуя традиции, можно обрести благополучие и даже продлить земную жизнь. Современные женихи и невесты не придают такого же большого значения ритуалам, оставленным в наследство от прабабушек. Кто знает, может быть, в последовательных и продуманных народных сценариях одного из самых знаковых событий в судьбе и спрятаны ключи семейного счастья? Подробнее об этом узнала корреспондент «СБ. Беларусь сегодня».

Свадьба в Брестском уезде. 1917 год.

Просматриваешь старинные фотографии и сразу отмечаешь, что в каждом регионе свадьбы имели свои отличия. Пышность проведения зависела не только от благосостояния, но и от ряда других обстоятельств. Подробнее о них можно узнать в многотомном издании Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР «Беларуская народная творчасць», «Беларускiм энцыклапедычным даведнiку» под редакцией В.Титова.

Женились наши предки рано — в 17 — 20 лет. Невесту старались выбрать такую, чтобы отличалась хорошим здоровьем, была из благополучной семьи, не имела дурной славы, работящую и с неплохим приданым. Похожие требования выдвигались и в отношении жениха.

Ворняны, Островецкий р-н. Белорусская свадьба. 1930-е годы

Если невеста после свадьбы переходила жить в дом мужа, тогда «вяселле» называли обычным. А вот если жених шел жить в дом к родителям невесты, он нарекался «прымаком», свадьба, соответственно, становилась «прымацкай». Такое торжество сопровождалось различными прибаутками и юмористическими песнями в адрес жениха. 

Были и свадьбы, которые назывались сиротскими. Их отличительная черта — то, что роль родителей или одного из них выполняли крестные или близкие, свояки. При этом песни на такой свадьбе звучали грустные, наподобие тех, что исполняли плакальщицы на похоронах. Перед «вяселлем» или же на второй день молодая шла на кладбище и с песней обращалась к умершим родителям. 

«Самотныя» песнопения звучали и на свадьбах, если брак заключали ранее овдовевшие жених или невеста.

Свадебные уборы у крестьян села Волчин Гродненской губернии. Начало ХХ века

Благаславi, сваце, пачынацi!

Свадебный процесс проходил в несколько этапов. Первый называли «выгледзiны», «даведкi», «сватанне», «запоiны». Тогда сваты могли без предупреждения нагрянуть в будний день к невесте, чтобы посмотреть, как она справляется с домашними делами. В некоторых районах существовала и такая традиция: в дом к девушке выправляли «лежня». Он должен был просто лежать на печке и смотреть, что «молодица» делает по хозяйству.

В некоторых местечках на Полесье и до недавнего времени сохранился обычай, когда свататься ездили глубокой ночью. Добирались окольными путями даже в том случае, когда дом невесты был совсем рядом. Свататься отправлялись во вторник, четверг, субботу или же накануне какого-либо праздника.

Позже начинали готовиться к помолвке, или «заручынам», «замовiнам», когда в присутствии многочисленной родни с двух сторон утверждалось окончательное согласие на брак.

Нарочь (Кобыльник). Белорусская свадьба. 1916 год.

В отдельных регионах этот этап называли еще «вялiкiмi запоiнамi» или вовсе «вялiкай гарэлкай». Жениха и невесту ставили «пад хлеб» или «пад мiску», куда сват наливал немного «гарэлкi». Молодые подавали друг другу руки, и их обвязывали «ручнiком». Затем обменивались обрядовыми подарками и перстнями. Жених готовил также и особое угощение для подружек невесты. Это был своеобразный выкуп будущей супруги из девичьей «грамады». 

Обменивались подарками и родители молодых. Ну а после следовал, как и полагается, совместный «пачастунак», который и закреплял заключенный союз. К слову, совместная трапеза с самых давних времен считалась объединяющим, связующим действом и даже приравнивалась к родству по крови.

Заканчивались «заручыны» специальными песнями, соответствующими этому этапу свадебного сценария. С этого времени «вяселле» объявлялось официально, жениха и невесту начинали звать «малады» и «маладая», «князь» и «княгiня» или «заручоны» и «заручоная».

Орша. Еврейская свадьба. Начало ХХ века.

Сам Господь каравай месит

Одним из главных действующих лиц на свадьбе являлся сват. Его еще называли «сталым». Почетная роль отводилась женатому мужчине. Это был, как правило, достойный и уважаемый человек, счастливый семьянин и хороший хозяин. 

Важный атрибут свадьбы — каравай. Изготовить его приглашали специальных женщин, которых называли «каравайнiцамi». Это должны были быть хорошие хозяйки со счастливой женской долей. Они облачались «в белые сорочки», а на голове — «белые, как снег, и тонкие, как паутина, намитки». 

От того, как выпечен каравай, зависела будущая жизнь молодой пары. Поэтому готовили его с песнями и танцами, которые могли продолжаться до полуночи, «так как всякая из каравайниц, а их иной раз бывает более десяти, считает своей обязанностью танцевать в этот вечер как можно больше».

Белорусская свадьба в Лидском уезде. 1916 год.

Вчера была девчинонька, теперь молодичка

Примечательно, что вплоть до середины ХIХ века при заключении брака руководствовались «звычаевым правам». Брак заключался без печатей и росписей, но при свидетелях. Это и стало в будущем прообразом правовой основы брака. Такой союз просто так нельзя было нарушить, ведь он заключался «пры людзях», «пры радзiне». Таким образом узаконивались этические нормы, обязанности и права будущей семьи. Все ритуальные действия сопровождались песнями, приговорами.

Брест. Русская свадьба. 1930 год

Подвенечные платья наши прабабушки украшали кружевом, на котором прослеживался рисунок в форме слез. Это символизировало уход из дома родителей. Вышитые узоры предрекали молодой паре богатство. 

kuzmich@sb.by

Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter