«Сахарный король» на графских землях

ОТ МИНСКА до Сеницы рукой подать, а там недалеко и Подгай. Деревня дугой поднимается к солнцу, а потом резко «ныряет» вниз, поближе к реке Птичь, которая в тех краях еще не окрепшая, узкая в «талии», но с норовом. Быстрая и даже в лютые морозы не замерзающая. Вот у нее, у восточного конца возвышенности, раскинулось подворье фермерского хозяйства «Вольготное». Хозяин усадьбы — Юрий КАРПИЛОВИЧ. Сразу скажу: человек он неординарный, целеустремленный и порой, кажется, непредсказуемый. Ну судите сами: была у него хорошая работа и должность начальника автохозяйства. Трудись, судьбу благодари. А Юрий к селу повернулся: там моя планида.

Как фермер Юрий Карпилович вольготно соединяет в «Вольготном» исторические параллели и современные хозяйские подходы.

ОТ МИНСКА до Сеницы рукой подать, а там недалеко и Подгай. Деревня дугой поднимается к солнцу, а потом резко «ныряет» вниз, поближе к реке Птичь, которая в тех краях еще не окрепшая, узкая в «талии», но с норовом. Быстрая и даже в лютые морозы не замерзающая. Вот у нее, у восточного конца возвышенности, раскинулось подворье фермерского хозяйства «Вольготное». Хозяин усадьбы — Юрий КАРПИЛОВИЧ. Сразу скажу: человек он неординарный, целеустремленный и порой, кажется, непредсказуемый. Ну судите сами: была у него хорошая работа и должность начальника автохозяйства. Трудись, судьбу благодари. А Юрий к селу повернулся: там моя планида.

Два Юрия

Юрий Владимирович и меня сразу удивил. Не успели поздороваться, познакомиться, а он, улыбаясь, говорит:

— Я гостей своих сразу везу к графу Чапскому!

— К Юрию или Карлу? — шутливо интересуюсь, зная в общих чертах исторические сведения об этих людях.

— Конечно, к тому, кто для Прилук много хорошего сделал, — отвечает фермер, и его машина, проехав тихо по Юркину мосту, взяла курс на бывшее имение Юрия Чапского. Как ни странно, но целы и дворец, и хозпостройки, и даже старинный пивоваренный заводик. Показывая их, мой гид целую познавательную «лекцию» прочел о двух братьях. Один из них, Карл, более десяти лет был губернатором Минска, и на этом посту сделал столько, что перечислить разом трудно. От первой электростанции до нумерации домов в городе.

— А чем вам интересен владелец Прилукского дворца, куда мы сейчас едем, брат Карла Чапского? — спрашиваю у фермера.

— Юрия фон Гуттен-Чапского в отличие от брата только земледелие волновало, дела хлеборобские. Сам старался и других подбадривал. Открывал школы, учил людей сельскому хозяйству. Имел прекрасное имение, демонстрировал всем чистопородный скот — лошадей племенных, овец, а еще — богатую коллекцию саженцев. Примерно этим и я сегодня озабочен.

И еще одна любопытная параллель. Граф был предводителем дворянства и председателем сельскохозяйственных обществ Минской губернии. А я — руководитель Союза фермеров Минского района, депутат Сеницкого сельского Совета, а также заместитель председателя сельсовета. Юрий, как и брат, был человек с характером, мог возразить даже царю. И я не переношу нечистых на руку людей, бюрократов разных мастей. Что поделаешь, таким уродился.

А если дальше сравнивать, то и по семейной линии есть совпадения, по увлечениям, у нас даже одинаковое имя. Но самое главное, я работаю сегодня на землях графа Юрия Чапского. Как бы продолжатель его дела. Ко мне подступает порой такое чувство, будто бы граф с небес наблюдает за нами...

Мне понравилась аналогия Юрия Карпиловича. И его утверждение, что какая-то высшая сила хранит то, что создано графом. Есть неопровержимые факты тому. Например, дворец. Он горел, его пытались уничтожить фашисты, но он восставал из пепла каждый раз. В бывшей резиденции графа Чапского снимался первый белорусский игровой фильм «Лесная быль». А во время войны дворец стал загородной дачей гауляйтера Кубе. Ну и самый малоизвестный факт: сыну графа Юрия Чапского Юзефу посвятила свое знаменитое стихотворение Анна Ахматова: «В ту ночь мы сошли друг от друга с ума».

Шесть месяцев — и свинья под 100 кг!

Фермера на графских угодьях нарекли даже «сахарным королем». Несколько лет подряд он выращивал рекордные урожаи сахарной свеклы. Три раза принимал участие в «Дажынках», в Лиде получил награду-премию в 15 миллионов рублей.

— Да, сахарная свекла хорошо растет на моих полях, как и картошка, — соглашается фермер, — потому что земля хорошо подкормлена, нет сорняков... Но ставку делать только на эти культуры сегодня нельзя. И я выбрал свой путь — многопрофильность. Поступаем по известному принципу: все яйца в одной корзине не носят. И занялись животноводством.

— Овец у меня — 80 голов, — поясняет фермер. — Это интересное и уникальное направление, за ним, я думаю, будущее. Овцы все лето и осень пасутся на лугах. Только зимой в сарае. Вы видели: едят овес, морковь, сено. Натуральные продукты! Завез я французскую породу тексель. Крупная, мясная. Но матки дают в год обычно одного детеныша. На помощь «призвали» распространенную у нас романовскую породу. Овцы немного мельче, но многоплодные, могут в год до трех ягнят приносить. Провели эксперимент с помощью барана Кеши, вес которого под сто килограммов, и других французских племенных баранов. Результат налицо: есть количество, есть и качество! Баранина очень востребована. В ней мало холестерина. Постоянно звонят, просят продать.

— И еще большой спрос на свинину, — продолжает Юрий Владимирович. — Она у нас экологически чистая, как называют, домашняя. Ну, «погубили» мы морковь, однако не выбросили ее в отходы совсем. Я изобрел агрегат, который измельчает ее, дробит и мелкую картошку, и капусту, и тыкву, и свеклу... Все это перерабатываем в рагу и даем свиньям. По своим чертежам соорудил и мельницу по изготовлению собственной муки. В ней — зерно пшеницы, овса, гороха кормового. Все смешивается с овощным рагу, и это едят поросята, запивая молочным обратом, который покупаем в соседнем хозяйстве. Привесы — 800 граммов ежедневно! Шесть месяцев — и свинья уже под 100 килограммов! В каком колхозе могут похвастаться такими результатами?

— А какая порода хрюшек у вас, Юрий Владимирович?

— Канадская мясная. А теперь и новая «вывелась». У нас в сарае есть, как вы уже видели, Мария Ивановна. Это — дикая свинья, ее поймал в лесу один охотник, когда была маленькой, и подарил нам. Она привыкла к новому месту обитания, выросла огромной, килограммов под 170... И чтобы не «скучно» было, мы ее пустили к племенному нашему хряку канадской мясной породы. Вот уже получили два выводка. И среди поросяток — ни одного полосатика! Своя «порода», одним словом...

Таких мини-пони у нас нет

Ну и самое интересное направление — это шетленские пони. Мысль о том, чтобы их завести, появилась у Юрия Владимировича, когда посетил выставку «Белагро». Привез четырех стандартных и четырех настоящих мини-пони, которых, по сведениям фермера из-под Минска, пока нет в нашей стране.

— Как их первый хозяин — голландец — назвал, такие имена и записаны в паспортах животных: Ангела Меркель, Сальвадор Дали, Шакира, Саманта. Западный конезаводчик — человек, видимо, с юмором? Кстати, Ангела Меркель — самая оригинальная из восьми животных. У нее необыкновенный окрас. Остальные темно-каштанового и вороньего цвета. Все забавные такие, детей маленьких любят, охотно возят-катают их на себе.

Возникла идея, чтобы пони шире развести в Беларуси — пусть они будут на подворьях! Я в 2004 году, как представитель одного из лучших фермерских хозяйств Беларуси, получил возможность побывать во многих западных странах. И, например, в Германии обратил внимание: там почти каждая сельская семья имеет лошадь, содержит ее или у себя, или ставит на постой к тем, у кого есть для этого возможности. Коня кормят, поят, пасут, ездят на нем, получают заряд бодрости надолго... Потом мода на лошадей докатилась и до Польши. У меня под Варшавой есть товарищ, который успешно занимается разведением лошадей разных пород. Общение с кауркой — это в первую очередь здоровье и великолепное настроение. А коли так, то почему бы и белорусам не заняться тем, что радует, дарит положительные эмоции?

Евгений КАЗЮКИН, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter