Сахар, напитки, шоколад: недоброжелатели ошиблись, прогнозируя стагнацию отрасли

Где кроются резервы роста экспорта «сладкой» и «горькой» подотрасли? И правда ли, что фабрики «Коммунарка» и «Спартак» увеличивают продажи?.. На эти и другие вопросы отвечает председатель концерна «Белгоспищепром» Александр Забелло

Почему, производя брендовую продукцию, мы так и не научились торговать?

Где кроются резервы роста экспорта «сладкой» и «горькой» подотрасли? И правда ли, что фабрики «Коммунарка» и «Спартак» увеличивают продажи?.. На эти и другие вопросы отвечает председатель концерна «Белгоспищепром» Александр Забелло

— Александр Леонидович, не прошло и года как вы возглавили концерн. По итогам 7 месяцев впервые за последние несколько лет концерн добился положительного сальдо внешней торговли, которое составило  46,5 миллиона долларов. На экспорт поставлено продукции на 378,9 миллиона долларов при темпе роста 113,6 процента. За полугодие выполнены все доведенные экономические параметры, которые даже превысили показатели прошлого года. Несколько хуже обстоят дела в промышленном производстве? В чем причины?

— Это касается в основном нескольких позиций. Прежде всего производства сахара. Комбинаты сокращают переработку сахара-сырца на 30 тысяч тонн, что в целом уменьшает темпы прироста промышленной продукции на 5 процентов. Мы целенаправленно увеличиваем посевы сахарной свеклы и, соответственно, уменьшаем переработку сахара-сырца, сладкий песок из которого сегодня нерентабелен. Занимаемся им только для того, чтобы удержать освоенные внешние рынки. 50 процентов сладкого песка мы экспортируем, поэтому стремимся сахар тростниковый заместить свекловичным и к 2016 году планируем вообще прекратить завоз сырца. Надо сказать, на протяжении последних нескольких лет мировой рынок на 5—6 миллионов тонн перенасыщен тростниковым сахаром. В первую очередь рынок обваливает Бразилия, которая производит колоссальные объемы и в которой сахаровары серьезно поддерживаются государством. Наши рынки сбыта — Россия, Молдова, Грузия, Армения, Казахстан, Кыргызстан и другие страны. Более того, мы поставляем его и в Украину, где своего сахара в прошлом и нынешнем году переизбыток более миллиона тонн.

— Это надо было как-то умудриться продавать продукт в страну, которая своего имеет излишки…

— Во многом это связано с тем, что качество белорусского сахара гораздо лучше. Особенно он востребован промпереработкой. Скажем, такая мировая компания, как «Кока-Кола», пользуется нашим продуктом и в России, и в Украине. Поставляем мы его в Европу, в частности Польшу, Прибалтику. Тут объемы, конечно, небольшие из-за высоких пошлин, поэтому мы поставляем тем компаниям, которые имеют квоту на беспошлинный ввоз сахарного песка.

— Александр Леонидович, в прошлом году на всех уровнях много говорилось о необходимости объединения усилий сахароваров Беларуси и России для совместного освоения и продвижения продукции на новые рынки. Тогда, помнится, российская сторона не особо торопилась идти на действия по сближению. Какова ситуация сегодня? По-прежнему конкурируем между собой, толкаясь локтями?

— Сегодня в рамках Таможенного союза создана ассоциация сахаропроизводителей стран ТС, куда входит наш концерн «Белгоспищепром», союзы сахаропроизводителей России и Казахстана. Думается, в следующем году концерн заменит ассоциация сахароваров Беларуси, которая организована недавно, и куда вошли четыре белорусских сахарных комбината. То есть это будет объединение бизнесов. Сегодня мы ведем совместную производственную и сбытовую политику. Вместе решаем вопросы технических регламентов, защиты рынка стран Таможенного союза от недобросовестной конкуренции. И могу сказать, что совместная работа проходит достаточно успешно. Как минимум раз в квартал собираемся, обмениваемся опытом. Конкретно обсуждаем и согласовываем объемы, цены и даже регион реализации. Кстати, мы входим и в европейскую ассоциацию производителей сахара, что очень важно.

Одна из новых проблем для нас — сахарозаменители. Хотя на мировом рынке она уже давно присутствует. Это химическое соединение, которое используется производителями безалкогольных напитков, мороженого и других продуктов под предлогом заботы о здоровье потребителя, а в действительности — для удешевления продукции. Так мы совместно намерены поставить заслон поставкам подобных товаров на территорию Таможенного союза.

— Войдя в ассоциацию сахароваров таможенной «тройки», не потеряли ли мы в экспорте, не проиграли? Вы сказали, что это объединение бизнесов. Кто ж просто так «поделится» своими рынками, даже несмотря на союзнические отношения?

— Не буду называть конкретные цифры, но могу сказать однозначно — мы только выиграли. В рамках совместно обсуждаемого баланса на экспорт стали поставлять большие, чем раньше, объемы сахара.

— Александр Леонидович, в последнее время, говоря языком статистики, идет тенденция снижения производства и реализации алкогольной продукции. Другими словами, дешевое вино нынче для определенной категории потребителей стало далеко не дешевым. Как это сказывается на экономике ваших промпредприятий?

— Конечно, ситуация в целом непростая. Реализация вина падает. В первом квартале росли складские запасы продукции. Это в том числе связано с тем, что за последние два года серьезно — более чем в 5 раз — выросли ставки акцизов, что, естественно, привело к подорожанию продукции, а значит — снижению продаж. В государственном масштабе — это неплохо. Все-таки белорусы немало потребляют алкоголя, хотя не больше, чем россияне, да и европейцы. Для заводов снижение объемов производства привело к снижению рентабельности. Ко второму-третьему кварталам постепенно разгрузили склады. Тем не менее потери на внутреннем рынке стараемся компенсировать поставками за рубеж. В этом году экспорт алкогольной продукции вырос на 40 процентов. Кстати, это совсем не те пресловутые «чернила». Скажем, в прошлом году Пинский завод начал производить натуральное, из белорусского винограда, вино. Сегодня климатические условия Беларуси позволяют увеличить площади выращивания этой культуры, поэтому уже в этом году надеемся серьезно увеличить объемы производства. Это вино естественного наброда крепостью 14—16 градусов.

Что касается водки, то основные объемы поставляем в Евросоюз и Турцию. Благодаря модернизации отечественных спиртзаводов многие потребители отмечают высокое качества нашего спирта. Например, большие объемы — порядка 40 процентов рынка страны — идут в Туркменистан. Да и в ряд других стран. Мы, в свою очередь, солидно увеличим свой удельный вес в общей бюджетной копилке. В этом году алкогольная отрасль обеспечила рост поступлений в бюджет более 200 процентов к уровню прошлого года.

— Миллионы сладкоежек — поклонники именно белорусской «кондитерки». Миллионы глаз внимательно следят за «сладкой» отраслью, которая испытала немало потрясений. Это и прошлогодняя ситуация на «Коммунарке» и «Спартаке», и в целом рост сильнейшей конкуренции на внутреннем и внешнем рынках. Немало недоброжелателей прогнозировали стагнацию отрасли по разным причинам…

— У нас было падение производства в кондитерской промышленности, но начиная со второго полугодия наметилась тенденция к увеличению продаж на всех рынках. Главное — мы не упали по экспортным поставкам на внешние рынки, а по сумме даже превзошли. Уверен, «Коммунарка» по итогам работы за нынешний год покажет значительный рост как по массе отгрузки, так и по сумме поставок на экспорт. «Спартак» выйдет на объемы прошлого года, но по сумме это будет тоже выше, потому что мы свою продукцию начали продавать дороже. В основном это рынки России, Украины. А вообще, география поставок нашей кондитерской продукции — порядка 40 стран. Знают ее страны Кавказского региона, Канада, Америка.

Для закрепления своих позиций проводим колоссальную модернизацию обоих предприятий. На «Коммунарке» устанавливаются новые «шоколадные» линии, которые позволят значительно расширить ассортимент. Вопреки расхожему мнению, до сих пор там работало оборудование 60-х годов прошлого столетия. Также занимаемся линиями по производству мягкой карамели и других видов сладостей. При этом, кстати, общую линейку продукции сокращаем, выводя из производства те позиции, которые на рынке не востребованы. Ввод в строй современного оборудования — это еще один шаг в осуществлении программы модернизации кондитерской фабрики, рассчитанной на ближайшие несколько лет. До 2015 года для этих целей планируется потратить не менее 330 миллиардов рублей. Модернизация и реконструкция производства позволят нарастить объемы выпускаемых кондитерских изделий в 1,6 раза, увеличить долю на внутреннем рынке с нынешних 12 до 15 и более процентов и удвоить экспорт.

В конце сентября труженики села будут праздновать «Дажынкі» и чествовать своих лучших представителей, тех, кто внес весомый вклад в общий каравай. «Спартак» подготовил свой подарок — белорусский аналог «Марса» и «Сникерса» — батончики из нуги.

— Александр Леонидович, несомненно, мы научились производить. А вот продавать — большая проблема. До сих пор принципиальным, если не сказать, системным недостатком большинства производителей остается неумение позиционировать себя и продвигать свою продукцию. Не секрет, что еще нередко организация сбыта находится чуть ли не на зачаточном уровне, а такие инструменты, как «маркетинг» и «логистика», — как бусы для папуаса.

— Безусловно, необходима значительная работа по продвижению, позиционированию новых товаров, их рекламе. Важно выстраивать эффективную систему продаж, логистики. У наших производителей много брендовой продукции, которая сегодня востребована на внешнем рынке, но, чтобы серьезно заниматься ее экспортом, думается, нужно создавать холдинги. Это поможет оптимизировать ассортимент выпускаемых изделий, проводить серьезную сбытовую политику. Наш покупатель должен знать и понимать преимущества белорусских товаров, быть уверенным, что он не ошибся в своих предпочтениях, пользуясь продукцией, сделанной в Беларуси…

В ТЕМУ

Белорусский зефир на пьедестале

Большой золотой медали на международной выставке продуктов питания, напитков и ингредиентов «Интерфуд-2013»

в Санкт-Петербурге удостоена продукция ОАО «Красный пищевик»

СТАРЕЙШЕЕ в Беларуси кондитерское предприятие выпускает пастило-мармеладные изделия: зефир, мармелад, халву, ирис, драже и конфеты.

В линейке продукции — более 160 видов разных вкусностей. Недавно мастера сладкой продукции освоили выпуск новинок: «Зефира апельсинового» и «Зефира бананового», которые и отвоевали «золото» у сотен соревнующихся соперников.

Это стало возможным благодаря начавшейся модернизации. Так, в начале мая здесь введена в эксплуатацию новая линия по производству зефира производительностью до 4 тысяч тонн в час. Реализация этого проекта обошлась в сумму 11,666 миллиарда рублей. Эта российская производственная линия стала на предприятии пятой по счету.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»

ОТ АВТОРА

 Продолжение разговора с председателем концерна «Белгоспищепром» — в следующих номерах.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter