О человеческом факторе в простом деле

Сага о справках

Казалось бы, давно пора покрыться пылью блестящей миниатюре Аркадия Райкина с ее тирадой: «Дайте справку, что мне нужна справка, что вам нужна справка...» Бюрократическую канитель призваны выжечь каленым железом служба «Одно окно» и многочисленные алгоритмы, которые разные инстанции специально разрабатывают и внедряют, чтобы всем было и проще, и лучше, и комфортнее, и спокойнее на душе. Но нет–нет да и потянет вдруг стародавним ветерком. Кто–то перестраховался, кто–то недоучел, кто–то забыл, кто–то вовсе не знал — в результате моя дочка при оплаченной путевке в оздоровительный лагерь чуть не осталась глотать слезы на перроне. А все она, дежурная бумажка.

Надо сказать, требование представить медсправку в лагерь всегда родителей внутренне бодрит. Ведь выдавать ее должны строго за три дня. А в этом году первая смена еще и начиналась во вторник, 7 июня, поэтому теоретически оставался один–единственный шанс — понедельник. Прикинув, какой тогда будет наплыв школьников по тому же вопросу, мы решили попытать счастья загодя, поскольку раньше доктора, в лицо зная детей на своем участке и досконально историю их болезней, шли навстречу, выписывали документ нужным числом. Увы, новый педиатр завернула назад, поэтому пришлось взять еще раз квиток на пятницу, 3–го, причем на другой участок — наша врач ушла в отпуск. Снова от ворот поворот: медсестра гордо заявляет, что не будет выписывать справки для «чужих», отправляет к другой. К той невообразимая очередь. В регистратуре предлагают жаловаться начальству. И начмед оказалась сущим бальзамом на наши начавшие было воспаляться нервы: выслушала, признала, что коллеги не правы, и сказала, что решит вопрос сама. Осмотрела с помощницей дочку на педикулез, отправила в доврачебный кабинет за отметками о прививках — и вот дрожащей рукой берем долгожданный документ. Хотя медиков все–таки очень заботило: а можем ли мы гарантировать, что за выходные ребенок не подхватит вшей? Чтобы в третий раз не ходить в поликлинику, мы готовы были любую расписку кровью дать...

И вот сбор, чемодан, автобус. В последний момент перед отправкой детей вновь осматривают на педикулез — все в порядке. Однако глубоко не в порядке оказывается наша многострадальная справка: нет соответствующей отметки из поликлиники! Голос здравого смысла — «но вы же сами только что убедились!» — лагерная медсестра слышать не желает. Желает видеть штамп. Поликлиника на другом конце города — муж мчится туда на машине, оставив ребенка на знакомую. Начмеда не находит. Спасибо, секретарь по почерку разбирает, кто помогал составлять справку, и через 10 минут возвращается с проштампованным документом. Всю обратную дорогу мужу названивают воспитатели: «Автобусы не могут так долго ждать вас, вот–вот отъедут!» В общем, дело решали какие–то минуты, за которые нужно было успеть с дочкой подбежать уже к другой медсестре, еще раз пройти осмотр на педикулез, получить какой–то очередной мистический знак на бумаге и успеть заскочить на автобусную подножку.

Успели... Можно было бы выдохнуть, возблагодарить свою капризную счастливую звезду и поскорее вычеркнуть этот эпизод из памяти. Если бы не подспудно гложущие вопросы. А сколько еще родителей из–за «календарных несовпадений», чужых недопонимания, забывчивости и чего–то, очень смахивающего на примитивное крючкотворство, бегали накануне первой смены по замкнутому кругу? Сколько еще побегут в июле и августе? И как спланировать на будущий год эту эпопею? Не думайте, я прекрасно понимаю проблему педикулеза в детских коллективах, но неужели случайное отсутствие штампа на справке, официально выданной поликлиникой для поездки в лагерь, стоит таких нервов? А пустяковая, в сущности, бумага — таких временных трат? А я–то думала, что петь, подобно Райкину, «дайте справку мне скорей!» на мотив «сатана здесь правит бал!» нам уже никогда не захочется...

Как всегда, в ситуациях, чей регламент четко оговорен, здесь у каждого своя правда. Права поликлиника, выдающая справки в оговоренные сроки. Права лагерная медсестра, требующая документы по всей форме. И, конечно, правы санитарные требования, призванные на каникулах оберегать здоровье детей. Но и у меня как родителя, думается, тоже есть право хотя бы на здравомыслие, которое все–таки должно главенствовать над процедурой. Как и на четкое следование алгоритму, который, замечу, не только для мам и пап писан. Ох недаром на каждом итоговом заседании коллегии Минздрава возникает в повестке дня тема человеческого фактора. Мол, на поликлинику или больницу, где толковый главный врач, где работа поставлена и каждый на своем месте, и жалоб не бывает никаких, а вот где система разболтана... Я тоже думаю: если бы с нашим педиатром мы нашли консенсус, если бы медсестра с чужого участка не встала в позу, а другая не пошла на принцип, если бы начмед не допустила мелкий промах, то и у нашей семьи не осталось бы в душе осадочка. К счастью, на неприятности у меня память короткая. Убедилась: себе дороже. Уж лучше добрым словом Райкина вспомню.

gabasova@sb.by

Советская Белоруссия № 119 (25001). Пятница, 24 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter