Сага о бракованной обуви, или Почему предприниматели в большой обиде на закон о защите потребителей

Каждый год мои дочери-подростки снашивают по 2—3 пары кроссовок. Довольно ощутимо для семейного бюджета. А если в семье не двое, а трое детей и больше? Кроссовки, что называется, “горят” на детях. В чем причина этого явления? Дети неаккуратно носят обувь или промышленность ее делает тяп-ляп?

(Окончание. Начало на 1-й стр.)

Очередную обувную неприятность принесли супермодные кроссовки под названием “патролы”. Большие и широкие. По-моему, болтаются на тоненькой ноге словно галоши, но девчонкам я не отважилась это сказать. Дочка носила новую обувку лишь около трех месяцев, когда на заднике вдруг вылез поролон, поскольку подкладочная ткань изорвалась в клочья; носок почти полностью расклеился — он оказался непрошитым... И что, 70 тысяч выброшено зря, поскольку гарантийный срок истек? Я решила на практике проверить механизм возврата обуви, о котором столько раз писала в своих статьях.
Итак, ставлю перед собой задачу — сдать бракованную обувь по истечении гарантии и положить обратно в кошелек потраченные деньги. Потребители имеют на это право, говорит закон, в течение 2 лет после совершения покупки, если в обуви вдруг обнаружился производственный дефект. Но какие именно дефекты относятся к производственным? Ведь если будет сделан вывод о неправильной эксплуатации, я только зря потрачу время и деньги, поскольку экспертиза по окончании гарантии — за счет покупателя.
Звоню в Мингорисполком, в отдел защиты прав потребителей и контроля за рекламой, услуги которого бесплатны. На вопрос о дефектах, из-за которых обувь можно сдать обратно в течение двух лет, дежурный юрист уверенно ответил:
— Обычно это трещина подошвы, разрывы материала верха и разрывы по контуру подошвы, оседание задника, отставание каблука, бывают и другие. Однако случай на случай не похож, и что именно у вас, заочно вам никто не скажет. Та же трещина подошвы может быть по причине производственного брака, а может и от неправильного хранения. А если взять, к примеру, отклеивание деталей, то в этом может быть виновен и производитель, который применил некачественный клей или мало его положил, и потребитель, который ходил по лужам в обуви, для этого не предназначенной. Только экспертиза может с точностью установить причину возникшего дефекта.
И порекомендовал мне обратиться в Белорусскую торгово-промышленную палату по улице Якуба Коласа, 65, принимающую по такому, как у меня, поводу по средам. Стоимость обувной экспертизы — до 35 тысяч рублей. Возможна просто консультация — 6—8 тысяч: в отдельных случаях дефект настолько очевиден, что опытный эксперт увидит его до экспертизы. Очередь? Не исключена.
Сижу и размышляю, как мне поступить. Честно говоря, очень жалко времени... Не посмотреть ли мне самой внимательно на расклеившийся шов и не попробовать ли определить виновника? Так, это место от подошвы довольно высоко — какие лужи? От носочной части тоже далеко, и эксперт никак не обвинит ребенка, что тот носком цеплялся за ступеньки. Ну явно производственный дефект! Значит, нужно идти ва-банк.
Набрав на компьютере текст заявления на имя продавца (продавец — это магазин или же ИП) с несколькими ссылками на главный потребительский закон, я положила два экземпляра в папку и отправилась в торговый комплекс. Один экземпляр с копией чека нужно оставить в торговой точке, второй — с отметкой продавца о том, что он принял заявление — необходимо оставить у себя. И в течение 14 дней ждать ответа. Письма, звонка? Закон не говорит.
Но что значит “с отметкой продавца”? У предпринимателя наверняка ведь нет печати... Какую же отметку он может поставить на такого рода заявлении?
Так оно и вышло.
— Здравствуйте, я принесла обратно бракованную обувь и заявление. Пожалуйста, распишитесь в получении.
Молоденькая девушка оторопела. Потом сказала:
— Ничего я не собираюсь у вас принимать. Я на подмене, и ничего такого хозяин мне не говорил.
Увы, девушка меня не понимала. Более того, не имея никакого представления об обязанностях продавца, она решила вдруг повысить на меня голос: “А почему это, интересно, вы настаиваете? Вы что, хотите поругаться? Тогда потом вы с нами не решите никакой вопрос... Приходите завтра, я вам говорю!” Я честно ее предупредила, что обращусь к администратору. Никакой реакции.
Проявляя снисхождение к неопытности продавца, мы с администратором “Импульса” терпеливо ждали, пока она получит разрешение хозяина (по телефону), чтобы принять заявление. Хозяин, похоже, слышал о существовании закона о защите потребителей, и вскоре я положила в папку свой экземпляр заявления, на котором продавец в присутствии администратора написала дату, свою фамилию и подпись, а также слово “приняла”. На все это у меня ушло минут, наверное, 15. А еще минут через 15 мой “мобильник” зазвонил. “Постоянный продавец” отчитала меня за то, что в Беларуси ужасное законодательство, поскольку люди без совести могут в течение двух лет принести назад практически любую обувь. А еще за то, что мой ребенок наверняка одевал патролы, не пользуясь при этом ложечкой, за то, что кроссовки мы носили не два раза в неделю, на что они рассчитаны, а ежедневно... В конце мне сообщили, что я — первый такой случай в их многолетней практике, и предложили зайти завтра за деньгами.
На следующий день, и правда, продавец без всяких проблем вручила мне 70 тысяч рублей, только попросила отдать ей второй экземпляр напугавшего их заявления и написать на нем расписку об удовлетворении всех моих претензий.
Так закончилась моя история. А в вашей практике были случаи такого рода? Напишите о них в “Народную газету”.

“В обуви не допускаются следующие критические пороки: сквозные повреждения; растрескивание, отслаивание, липкость покровной пленки материала обуви; неприклеенная подошва; неприклеенная или оторванная подкладка; расщелины между деталями низа; незаделанные или плохо заделанные повреждения; выступающие механические крепители; неустойчивость покрытия кож; отклонение ходовой поверхности каблука от горизонтальной плоскости более 2 мм, отставание декоративного ранта от боковой поверхности обуви более 1 мм” и многие другие”.

(Из ГОСТа 28371-89 “Обувь. Определение сортности”)

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Если вы забыли, в каком именно из боксов или палаток рынка вы сделали покупку, посмотрите УНН предпринимателя, напечатанный на чеке. На многих рынках Беларуси этот номер вывешен над каждым из торговых мест, и вам останется лишь сверить цифры.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter