Семена, найденные археологами, дают урожай через века

Сады для потомков

Только представьте: семена, найденные археологами, дают урожай через века
Только представьте: семена, найденные археологами, дают урожай через века. Помните у Максима Богдановича? «Хоць зернейкi засохшымi былi, усе ж такi жыццёвая iх сiла збудзiлася. I буйна ўскаласiла парой вясновай збожжа на раллi». Не так давно был и телевизионный сюжет: биологам удалось реанимировать смолевку узколистную (низкорослый многолетний кустарник), семена которой пролежали в вечной мерзлоте около 30.000 лет! Разве это не фантастика?


Возможно, через тысячи лет и наши потомки будут восхищаться привычными нам культурами. Зоя Козловская, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующая отделом селекции плодовых культур РУП «Институт плодоводства» в этом не видит ничего удивительного. Она прилагает все силы, чтобы в белорусском банке генетических ресурсов растений на века сохранить максимально возможное количество плодово–ягодных, ореховых культур и винограда как из обозримого прошлого, так и настоящего. Многолетние наработки и исследования наших ученых вылились в колоссальный труд, который оценен по достоинству и в этом году номинирован на Государственную премию в области науки и техники. Весомый вклад в научную работу «Создание банка генетических ресурсов сельскохозяйственных и лесных растений для обеспечения продовольственной и биологической безопасности Республики Беларусь» внесла и Зоя Аркадьевна.

Основоположник современной генетики Николай Вавилов свою коллекцию культур начал собирать еще в начале прошлого века. Его последователи и ученики в блокадном Ленинграде берегли ее как зеницу ока. Коллекция и по сей день — бесценный материал для селекционеров: из более чем 330 тысяч различных семян, собранных со всего мира, четверть уже считается вымершими. Когда–то доступ к вавиловской коллекции был открыт и для наших ученых. В 1930–е у нас была начата работа по сбору и изучению генетических ресурсов растений под руководством Всесоюзного института прикладной ботаники и новых культур (ныне ВИР имени Н.И.Вавилова). А в октябре 1925 года в Лошице–1 было открыто и белорусское отделение института, преемником которого сегодня является РУП «Институт плодоводства».

После распада СССР систематический обмен коллекционным материалом был нарушен. А в мире все больше внимания стали уделять продовольственной безопасности. Срочно нужен был национальный фонд. 4 июня 1999 года 11 государств — участников СНГ подписали Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области сохранения и использования генетических ресурсов культурных растений. И уже в следующем году в Беларуси заработала Государственная программа «Создание национального генетического фонда хозяйственно полезных растений» («Генофонд»), в результате которой вначале был сформирован генетический фонд, а затем и банк, сохраняющий в искусственных условиях ценные и уникальные образцы культурной и природной флоры Беларуси. Он расположен в Жодино в Научно–практическом центре Национальной академии наук Беларуси по земледелию, который возглавляет Ф.И.Привалов. Сегодня в национальном банке собрано 40.000 коллекционных образцов 1.680 культурных видов и их сородичей. В него включено 13.570 генотипов полевых культур, 5.166 — плодовых, ягодных, орехоплодных культур и винограда, 1.425 — лесных растений. По своему объему банк занимает 4–е место среди стран СНГ, а по видовому разнообразию — 3–е. Все собранные в нем культуры — уникальный исходный материал для выведения новых сортов и гибридов.

Но сегодня наш разговор — исключительно о садовых растениях.

— Зоя Аркадьевна, коллекции плодовых, ягодных, орехоплодных культур и винограда РУП «Институт плодоводства» в 2012 году объявлены национальным достоянием и включены в Государственный реестр научных объектов.

— Они большая ценность для селекции. Не только материальное, но и интеллектуальное достояние страны, резерв наиболее ценных образцов растений, чьи уникальные селекционные свойства используются для выведения новых сортов и гибридов. Наша институтская коллекция — одна из крупнейших европейских и включает в себя самый северный в Европе фонд грецкого ореха и винограда. 

По составу культур и их видов нашему фонду нет равных в Беларуси: в дуплетных коллекциях в других организациях не более чем по 250 образцов. Все наши фонды сохраняются в живом виде in situ (то есть в естественной среде): в саду на площади 20 га высажено по 3 — 6 растений каждого образца. И свои коллекции мы регулярно обновляем.

За последние 12 лет нашими селекционерами на основе институтского генофонда создано более 50 отечественных сортов и 88 интродуцированных сортов плодово–ягодных культур и винограда включены в Государственный реестр Беларуси. Из новинок хочется назвать такие сорта яблони, как «Аксамiт», «Елена» — раннего срока созревания, поздние — «Белана», «Весялина», «Дарунак», «Дыямент», «Зорка», «Красавiта», «Нававiта», «Надзейны», «Поспех», «Сакавiта», «Сябрына», «Паланэз», клон «Антоновки» — «Антоновка Белсад». У них великолепного качества плоды, высокая урожайность, устойчивость к болезням и вредителям. Наши сорта отличаются высокой адаптивностью, поэтому их культивируют в других странах мира (Россия, Сербия, Казахстан, Латвия, Литва, Эстония и др.). Так, далеко на север (в Эстонию, Латвию и даже Финляндию) шагнули наши черешни — «Сюбаровская», «Заслоновская», «Гасцинец», груша «Белорусская поздняя», алыча культурная — «Мара», «Лама». И конечно же, яблони — «Антей», «Алеся», «Белорусское малиновое», «Коваленковское», «Белорусское сладкое», «Дарунак».

«Белана».

«Сонейка».

В Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в России, включены 12 наших сортов яблони, по 3 груши и сливы, по 2 вишни и черешни, а также ряд ягодных культур (черная и красная смородина, крыжовник и др.). Получены патенты РФ еще на 13 сортов: яблони «Алеся», «Весялина», «Коваленковское», «Память Сюбаровой», «Чаравница», «Память Сикоры», груши «Белорусская поздняя», сливы домашней — «Витебская поздняя», «Кромань», алычи «Мара», вишни «Жывица», черешни «Гронкавая», черной смородины «Купалинка».

— Сегодня много говорят о ДНК–паспортизации культур. Знаю, что на основе молекулярных маркеров разработана система идентификации сортов пшеницы, томатов, картофеля, сои, льна, ячменя, подсолнечника, сахарной свеклы. А что по плодовым культурам?

— С 2006 года совместно с лабораторией молекулярных исследований Института генетики и цитологии НАН Беларуси начата работа по ДНК–паспортизации коллекционных сортов. Готовы ДНК–паспорта 112 образцов (сортов, видов и межвидовых гибридов) яблони и 34 — груши. Разработана система идентификации генов устойчивости к болезням (в частности, к парше и мучнистой росе). Внедрение в практику ДНК–паспортов существенно повысит эффективность контроля за вновь создаваемыми в Беларуси сортами и качеством селекционного процесса. А также поможет оценить генетическую новизну сортов, линий и гибридов, исключить возможность их фальсификации и связанных с этим экономических потерь. ДНК–паспорта улучшат систему патентования новых сортов, а также будут разрешать спорные вопросы об авторстве сортов и их чистоте. Подобная лаборатория есть и у нас в отделе.

«Ласуха».


«Память Лойко».



— Используете ли в селекции дикие виды плодовых культур?

— Конечно. Они — важнейший источник ценных признаков. В частности, скороплодности и устойчивости к наиболее вредоносным патогенам и вредителям. Их использование — самый безопасный метод защиты плодовых культур. В дикой природе мы отбираем растения, обладающие ценными для селекции признаками. Так, нами уже выделено 39 генотипов плодовых, 20 — ягодных, 3 — орехоплодных культур, 9 — винограда, 49 форм клоновых подвоев для плодовых культур. Для яблони очень ценны межвидовые гибриды, полученные на основе различных видов яблони обильноцветущей, Зибольда, зуми, Саржента, восточной, сиверси и др. Используя «потомков» яблони обильноцветущей, наши ученые уже получили высокоустойчивые к парше сорта «Аксамiт», «Белорусское сладкое», «Имант», «Нававiта», «Красавiта», «Сакавiта», «Надзейны», «Поспех», «Паланэз» и др. Настоящий прорыв в селекции груши совершен за счет использования восточноазиатских видов этой культуры. Мы получили сорта с коротким сроком вступления в плодоношение и устойчивые к таким опасным заболеваниям, как парша, септориоз, бактериальный рак: «Вилия», «Просто Мария», «Завея»...

Селекция же подвоев для плодовых культур (особенно косточковых — черешни, абрикоса, сливы и др.) возможна только при использовании разнообразных диких видов — вишни, черемухи, бессеи, луизеании и их гибридов. Такая коллекция создана у нас в институте и уже получены первые гибриды–подвои, которые сейчас проходят испытание на совместимость с сортами. Для вишни и черешни самые страшные болезни — коккомикоз и монилиоз. Нами выделено 10 высокоустойчивых к этим недугам образцов вишни (сорта «Гриот Серидко», «Ласуха», «Ливенская», «Милавица», «Несвижская», «Новелла», «Ксения», «Славянка», гибриды 82990 и 32/59) и 6 образцов черешни («Минчанка», «Одринка», «Овстуженка», «Теремошка», «Фатеж», гибрид 15/126). Они минимально (0 — 2 балла) поражались этими болезнями. Поэтому их мы рекомендуем фермерам и частникам, а также используем для создания сортов новой генерации.

Выявлены и 7 высокоустойчивых к клястероспориозу и монилиозу сортов сливы домашней — «Баллада», «Венгерка белорусская», «Голиаф», «Евразия 21», «Нарач», «Пердригон», «Стартовая», 7 сортов алычи культурной («Аленушка», «Татьяна», «Царская», «Скороплодная», «Злато скифов», «Жемчужина», 84–14/11) и 2 абрикоса (белорусские гибриды 12–12/03, 13–13/03).


«Сакавита».

Остро стоит вопрос механизированной уборки малины. Пригодными к ней оказались 7 интродуцированных сортов («Бальзам», «Бригантина», «Брянское диво», «Геракл», Polana, Polka, Zeva Herbsternte) и 2 гибрида отечественной селекции (07–01–09 и 13/1–02–08).

Все большую популярность завоевывает облепиха. Но ее главный минус — трудность уборки ягод. Сейчас отобрано 16 сортов и 2 гибрида различного генетического и географического происхождения, пригодных как к вибрационной механизированной уборке, то есть стряхиванию («Байкал», «Зарево», «Золотой ключик», «Карамелька», «Мария»), так и для срезки плодоносящих побегов — «Ботаническая любительская», «Ботаническая лучистая», «Московская прозрачная», «Нивелена», «Трофимовская», Mary, Tatjana, Lord, Leikora, Pollmix–3, «Пламенная» и белорусские гибриды 03–22–00, 11–28–00.

Положено и начало селекции собственно белорусских сортов винограда. Создан фонд, насчитывающий более 5.000 гибридов. Предстоит большая работа по его изучению и выявлению перспективных гибридов, которые в будущем станут новыми отечественными сортами. Впервые сформированы активные рабочие коллекции по таким нетрадиционным для Беларуси культурам, как персик, хеномелес японский, актинидия, шиповник, кизил, фундук. Это позволит не только расширить сортимент, но и активно внедрять выделенные сорта в производство.

«Скороплодная».


— Каждый год сотрудники вашего института отправляются в экспедиции по стране. Для чего?

— Мы регулярно мониторим опытные, производственные и любительские сады для мобилизации генетических ресурсов. Собираем староместные уникальные сорта и формы в местах их естественного произрастания, выявляем высокопродуктивные образцы с высоким качеством плодов. Только за последние 3 экспедиции собрано 292 образца, 74 из которых — староместные формы, обладающие уникальной адаптивностью к различным стрессам. И это прежде всего — исходный материал для селекции будущих и сортов, и подвоев. Сегодня, владея новыми методами и современнейшим лабораторным оборудованием, возможно выявлять генотипы с нужными характеристиками. А затем включать в селекцию только образцы с определенными признаками и свойствами, сокращая время и объемы работы на рождение нового сорта.

Нам, ученым, особенно интересны дикие формы яблони, груши и других плодовых и ягодных пород. Так, в результате обследования приусадебных участков и придорожных массивов только по маршруту Каменец — Кобрин — Ружаны — Волковыск — Щучин собрано 8 образцов яблони (в том числе дикой лесной и сливолистной), 14 форм дикой лесной груши, 8 местных форм вишни и дикой черешни, 2 сливы и несколько местных форм абрикоса, боярышника и малины. При обследовании лесного массива Налибокской пущи мы отобрали 3 образца лесной яблони и 2 формы лещины обыкновенной, отличающиеся высокой продуктивностью.

«Самохваловичский-1».

«Вилия».

Благодаря садоводам–любителям наши коллекции существенно пополнились высокоадаптивными формами теплолюбивых культур: абрикоса, винограда, грецкого ореха, персика и фундука. Хочется отметить коллекционеров плодовых и ягодных культур: это В.Ф.Черкас (п. Любачин, Лунинецкий район), А.А.Миколаенко (д. Задерть, Брестский район), В.А.Помельников (г. Орша), А.Ф.Горгаев, В.П.Францу-зенок (г. Горки), .В.Савельев (г. Рогачев) и В.И.Белян (д. Паповцы, Рогачевский район). Количество собранных на их участках не только пород, но и сортов впечатляет. В Гомельской области любителям удается выращивать и теплолюбивые сорта сливы, абрикоса, персика, и лавровишню, миндаль. В окрестностях Мозыря (п. Нагорный) мы нашли уникальные тонкокорые («бумажные») формы ореха грецкого. А в свое время, обследуя сады Брестской области, Р.Э.Лойко с помощью садоводов–любителей выявил ряд ценных местных форм грецкого ореха («Пинский», «Память Минова») и абрикоса («Знаходка», «Спадчына», «Память Лойко» и др.), которые успешно прошли сортоиспытание и включены в Государственный реестр сортов Беларуси.

— С каждым годом все популярнее становится и зеленое строительство. Есть что предложить?

— Конечно. У нас создана коллекция, из которой выделено 11 форм яблони с ярко выраженными декоративными свойствами: яблоня пурпурная (2 формы), маньчжурская, ганьсуйская, ягодная (Сибирка плакучая), Шейдекера, Саржента, сахалинская, сорта — межвидовые гибриды: «Гислоп», «Голден граймс», «Aлaмaтa». У них и крона декоративная — плакучая, колонновидная, округлая. Разнятся они также по высоте дерева, форме, размеру и окраске листьев и цветков. Есть и махрово–цветущие виды. В зеленом строительстве в качестве живой изгороди широко используются краснолистные формы яблони, сливы, черешни. Из них особыми декоративными свойствами выделяются 4 гибридные формы рода сливовых («Весеннее пламя», «Краснолистная Ройял Бургунд» и номерные).

— Как идет работа с коллегами из других стран?

— Зарубежные селекционеры активно интересуются нашим фондом. Налажена работа по обмену со 124 зарубежными учреждениями из 23 стран ближнего и дальнего зарубежья. В рамках международного обмена нами получено более 1.000 сортообразцов плодовых, ягодных, орехоплодных культур и винограда.

(8–017) 287–19–31

nvt–09@rambler.ru

Советская Белоруссия № 95 (24977). Суббота, 21 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter