Как доктор сельскохозяйственных наук создал новую для Беларуси плодовую культуру — алычу крупноплодную

Садоводство от Матвеева

Белорусское садоводство — уникальное явление. Почти у каждой семьи — земельный участок, на котором обязательно высажен сад.


Научные основы плодоводства в Беларуси были заложены плеядой выдающихся ученых: М.В.Рытов, В.В.Пашкевич, А.С.Гребницкий, супруги Сюбаровы, А.Р.Волузнев, Г.К.Коваленко, З.А.Козловская, М.Г.Мялик. Достойное место среди них занимает В.А.Матвеев. Если бы не Валерий Авксентьевич, то, возможно, у нас до сих пор были бы только два вида полудикой мелкой алычи. Главный научный сотрудник отдела селекции плодовых культур РУП «Институт плодоводства» доктор сельскохозяйственных наук Валерий Матвеев создал новую для Беларуси плодовую культуру — алычу крупноплодную (или сливу гибридную диплоидную). Ее иногда называют еще персиковой или абрикосовой сливой. Мелкоплодная (по 12 — 14 г) и незимостойкая алыча попала к нам в середине XVIII века из Крыма. Поэтому и началась работа по ее окультуриванию.

Матвеев — крестный отец таких популярных сортов алычи крупноплодной, как «Прамень», «Мара», «Найдена», «Асалода», «Лодва», «Лама», «Ветразь», «Ветразь–2», «Витьба», «Сонейка», и сливы домашней — «Витебская поздняя», «Нарач», «Далiкатная», «Кромань», «Венера», «Чарадзейка», «Венгерка белорусская». Сегодня эти сорта признаны во всем мире. Часть из них благодаря уникальной зимостойкости районирована в России. И все без исключения включены в госреестр прибалтийских стран.

В трудовой книжке Валерия Авксентьевича всего лишь одна запись: институт плодоводства. Более 60 лет на одном месте. Почти полвека посвящены исключительно селекции сливы и алычи. И сегодня в свои 80 лет доктор наук в строю. А началось все в 1956 году, когда приказом № 1 по институту плодоводства на работу был зачислен не только его директор Л.А.Скрипниченко, но и рабочий сада Валерий Матвеев. Выбор столичного паренька, отец которого входил в партийную элиту страны, многим казался нелогичным. Ученый признается, что в школе был сорвиголовой. И в начальных классах больше тройки не получал. А все потому, что учительница заставляла его, левшу, писать правой рукой. Отсюда и неряшливость в тетрадках. Четверки и пятерки пошли уже с 4–го класса.

Валерий мечтал о геологии, дальних странах и открытиях. Но когда из столичного университета геологическое отделение перевели в Ленинград, так далеко уезжать из дома не захотел. И всерьез занялся огородничеством. Помидоры и огурцы выращивал не только на грядках, но и в ящиках на крыше. Помогал отцу и в саду.

«Кромань».

После школы документы подал в Горецкую академию. Все отговаривали: что ты, горожанин, будешь в деревне делать? Химию и физику сдал на пятерку, а сочинение — на три. И не прошел по конкурсу. Сегодня Валерий Авксентьевич расценивает эту неудачу как самое большое везение в жизни. Не поступив, сразу же устроился на работу в Белорусский НИИ плодоводства, овощеводства и картофелеводства, что тогда находился в Лошице. Его зачислили рабочим в отдел селекции плодовых культур к известнейшему ученому–селекционеру Э.П.Сюбаровой. Вместе с мужем А.Е.Сюбаровым и соратниками она создала 124 сорта различных плодовых культур: яблони, груши, сливы, вишни и черешни. До Эммы Петровны никто в Беларуси не знал такой культуры, как черешня: выращивали лишь «Драгану розовую» и «Драгану желтую». И только благодаря ее усилиям появились ее новые сорта, в том числе для наших северных регионов.

Устроившись на работу, Валерий тут же подал документы в Горки на заочное отделение. Год отучился и перевелся на дневное. Там и познакомился с супругой Раисой Федоровной. Они по сей день вместе. А после окончания вуза в 1962 году вернулся все в тот же отдел к Э.П.Сюбаровой младшим научным сотрудником.

«Лодва».

Почему занялся сливой? И тут вмешался счастливый случай. Чтобы защитить диссертацию в плодоводстве, надо лет 10 — 15. А на рождение сорта уходит и вовсе около двух десятилетий. Все начинается с изоляции двух веточек на разных растениях. С отцовского выделяется пыльца и кисточкой наносится на соцветия на материнском дереве. Из выращенных плодов собираются косточки, высаживаются в землю и доращиваются до плодоношения. На это уходит 7 — 8 лет. Затем строгий отбор «вундеркиндов» — уникальных растений, вобравших в себя лучшие качества обоих «родителей». Их не более 1% из общей массы. Черенки прививаются на подвои и культивируются еще не менее 5 лет. Вот так незаметно пролетает двадцатилетие. В итоге из тысячи высаженных когда–то косточек остаются 2 — 3 дерева...

У Э.П.Сюбаровой кое–какие наработки по сливе уже были. Вот она и передала их Валерию. В 1968 году молодой ученый защитил кандидатскую, а через 20 лет и докторскую диссертацию. До Матвеева сливой занимался академик В.В.Пашкевич. Из одной из экспедиций по Беларуси Василий Васильевич привез Эмме Петровне черенок «Ренклода зеленого» и просил размножить этот очень ценный гибрид. В будущем сеянец назвали «Слива Пашкевича». К сожалению, во время Великой Отечественной войны растение погибло, но потомство от него (если можно так сказать) сохранилось. И уже в 1947 году Эмма Сюбарова провела первые отборы: «Очаковская желтая» как материнское растение и «Слива Пашкевича» как отцовское. Пошла новая волна сортов сливы: «Ранняя Лошицкая», «Минская крупноплодная», «Белорусская», «Абрикосовая», «Стахановка»... Все они были желтыми и с массой плода более 40 г. Вроде бы все хорошо, но на потомков передалась мужская стерильность. Потому плодоношение зависело от того, как поработают пчелы. Да и зацветали эти сорта позже обычного. К слову, из всего того большого ассортимента «Ранняя Лошицкая» до сих пор пользуется спросом и все еще находится в районировании.

«Лама».

При участии Валерия Авксентьевича создана уникальная коллекция сливы и алычи, обладающих высокой зимостойкостью, скороплодностью и хорошим качеством плодов. И сегодня в ней около 350 сортов, форм и гибридов, которые объявлены национальным достоянием и включены в Государственный реестр научных объектов. Чем же алыча гибридная заслужила столь пристальное внимание ученых, садоводов и дачников?

— В первую очередь своей уникальной скороплодностью, — уверен Валерий Авксентьевич. — Нередки случаи, когда цветочные почки закладывают даже однолетние саженцы. А в плодоношение деревце вступает уже через год–два после посадки. Очень высока и потенциальная урожайность: дерево–трехлетка дает около 40 кг вкуснейших плодов. Не менее отраден и тот факт, что гибридная алыча без повреждений переносит майские похолодания, которые случаются практически каждый год. К тому же эта культура засухоустойчива и не очень требовательна к агротехнике. И почти не поражается болезнями. В выборе почвы также непривередлива: может расти и плодоносить там, где другие косточковые культуры чувствуют себя неуютно.



— Неужели у нее совсем нет недостатков?

— Есть, конечно же, — признает ученый. — У алычи самый маленький период покоя: 35 — 40 дней. Она готова проснуться уже в середине декабря. Дерево больше боится не сильных морозов, а частых перепадов температур, особенно в феврале–апреле, губительных для цветочных почек и древесины. Поэтому для северных регионов Беларуси предпочтительнее сорта с более длительным периодом покоя — «Ветразь», «Лама», «Лодва», «Комета», «Мара», а для южных — «Найдена», «Путешественница», «Витьба», «Прамень». Другой недостаток гибридной алычи — самобесплодность практически всех ее сортов. Опылитель (как минимум 2 — 3 других сорта в вашем или соседнем саду) обязателен: без него хорошего урожая не получишь.

В последние годы создано несколько перспективных сортов. Очень зимостойкий «Витебская поздняя» (сеянец сливы Маркова). Возможно, по качеству это и не эталон, но плоды массой более 30 г вполне пригодны для производства сока. Безукоризненная зимостойкость и у «Нарочи» («Венгерка обыкновенная» + «Ренклод Альтана»). Крупные плоды — до 30 — 35 г. Очень удачным получился сорт «Далiкатная» с использованием гибрида «Евразия 21». Несмотря на низкую (около 20%) самоплодность, он отлично плодоносит за счет обильного цветения. «Кромань» — донор по качеству сухого вещества. Если в среднем по белорусским сортам 12 — 13%, то у него — 18 — 19%. Можно смело готовить чернослив. Из новинок не имеет себе равных по массе плода десертный сорт «Волат» — более 50 г. Но у него очень нежная кожица, малейший укус мухи или комарика — и плодовая гниль тут как тут. Нужны защитные мероприятия.

«Колонновидная».

Сегодня ученые все чаще используют метод отдаленной межвидовой гибридизации. Белорусские селекционеры лучшие формы местной алычи скрещивают с китайскими, уссурийскими, американскими, канадскими сливами и их межвидовыми гибридами. И не только. Особенно ценным для селекции оказалось свойство алычи давать потомство от скрещивания с другими косточковыми культурами — абрикосом, персиком, вишней песчаной, черешней, миндалем. Большое количество культурных форм и высокая генетическая пластичность делают алычу рекордсменкой среди плодовых культур по разнообразию оттенков вкуса и аромата, напоминающего подчас экзотические фрукты.

Оказывается, гибридную алычу можно использовать и в ландшафтном дизайне. Особенно декоративны сорта и формы с бордовыми листьями («Лама», «Краснолистная»). Из них получаются оригинальные изгороди, хорошо смотрятся как групповые посадки, так и одиночные растения. К тому же при желании крону алычи легко сформировать любой формы. Есть уже и узкопирамидальные сорта, например сорт «Колонновидная». Он, кстати, весьма зимостойкий. Колонновидная алыча — идеальный материал для декора ландшафта. Востребованы и плакучие виды русской сливы. А еще гибридная алыча зацветает в саду раньше других, практически первой приветствуя приход весны. И по красоте во время цветения она ничуть не уступает знаменитой японской сакуре. В Китае считают, что пять лепестков цветка алычи символизируют мир, благополучие, долголетие, радость и удачу.

Э.П.Сюбарова и В.А.Матвеев, 1982 год.

Валерий Авксентьевич признается, что истово верит в закон природы, в глобальную селекцию:

— Вообще, биология заставляет человека думать. Возделывание же сада дает живую причастность к самым великим тайнам мироздания. А когда работаешь с растениями, то не думать не получается.

А еще доктор наук изучает астрологию, считая ее одной из самых точных и изобилующих неопровержимыми фактами наук. И это говорит убежденный материалист (как он себя называет), стремящийся все пощупать, прежде чем поверить! Вот и астрологией занялся для того, чтобы доказать, что она работает.

За какое бы дело ни брался Матвеев, обязательно доводит его до конца. А сколько садов, посаженных его рукой, зацветает по весне, и сосчитать невозможно. Один из них разбит на Гомельщине в Свято–Иоанновском Кормянском женском монастыре.

Талант ученого, педагога и организатора позволил ему сформировать свою научную школу, воспитать не одно поколение одаренных исследователей, которые по праву называют его своим наставником. Под руководством В.А.Матвеева защищены 10 кандидатских и 2 докторские диссертации. Не счесть и наград. Авторитет Валерия Авксентьевича среди ученых — заслуженный и несомненный. 4 монографии, более 250 научных и научно–популярных работ! Вот такое оно, садоводство от Матвеева.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter