Садовник из Стокгольма

«Гербарий любви» — теория о сексуальной жизни растений

«Гербарий любви» — теория о сексуальной жизни растений


Цветочные натюрморты фотографа Эдварда Коинберга, которые экспонируются сейчас на вернисаже в Национальном музее истории и культуры, — снимки с колоритной историей. Предпосылкой для создания откровенных, если можно так выразиться, изображений пионов, папоротников, маков и тюльпанов послужила теория сексуальной жизни растений, выдвинутая почти 300 лет назад знаменитым шведским биологом Карлом Линнеем.


«Цветы — это выражение любви растений», — писал толкователь природы Карл Линней, которого за приверженность к систематизации окружающего мира называли то принцем ботаники, то вторым Адамом, то северным Плинием. Но в 1735 году имя известного в Европе профессора медицины, одного из основателей и первого президента Шведской академии наук, получило скандальную огласку. В свет вышла книга под названием «Система природы», где все известные на тот момент растения были систематизированы на основе строения органов размножения. Однако не предложенная система потрясла воображение современников, а ее амурный контекст. Линней рискнул назвать вещи своими именами, сравнив пыльники–нектарники с человеческими органами деторождения. «Цветоложе — это брачное ложе, где пестик и тычинка вступают в союз», «В браке пестик — это мужчина, тычинка — женщина». Факт, что растения имеют пол, был установлен в XVII веке, но в научных кругах принят отнюдь не всеми. Случился скандал. Говорили: ученый развращает молодежь своими описаниями любовных действий растений. Правда, от этого интерес к личности харизматичного биолога чрезвычайно возрос (вот где корни «черного» пиара!).


— Хотя книга потом и не переиздавалась, шума она наделала много, потому что для своего времени считалась чрезвычайно провокационной, — рассказывает соотечественник биолога фотограф Эдвард Коинберг, автор серии работ «Гербарий любви». — А сейчас она находится в архиве «Объединения имени Карла Линнея» в Лондоне.


— Вы назвали бы ее манифестом сексуальной революции того времени?


— Нет, это, пожалуй, было бы слишком, — улыбается Эдвард.


— А в личной жизни профессор был счастлив?


— Линней написал несколько автобиографий, но о личной жизни не распространялся. Зато известно, что в браке с Сарой Лисой у них было много детей.


И как когда–то путешествовал сам Линней, теперь благодаря выставке «Гербарий любви» перемещается во времени и пространстве его теория о сексуальной жизни растений. Но «садовником» фотограф из Стокгольма не родился, а стал 9 лет назад. И все же цветочные мотивы не случайны:


— Мой отец — ландшафтный архитектор, поэтому растениями и садами я увлечен с раннего детства, — рассказал о себе Эдвард. — Практически все 25 — 30 цветов из моей коллекции были сняты прямо в моем саду.


— А есть ли среди них цветок Линнея?


— Растение это у нас не редкое, но в моем саду, к сожалению, не растет. У меня есть другая Линнея — это второе имя моей шестилетней дочери.


На вернисаже, пока любители искали и находили сходство между переплетенными стеблями лилий и объятиями влюбленных пар, профессионалы пытались разгадать ребус об использованных автором технических средствах. Ведь, по сути, произведения Эдварда Коинберга — не фотография в чистом виде, а дизайнерские работы со стилистикой голландской живописи XVII — XVIII веков. Считается, чтобы добиться такой выразительности и глубины, нужно не фотографировать, а сканировать предметы, правда, показывать их в этом случае — удовольствие дорогое, исчисляемое несколькими тысячами долларов. На семинаре за день до открытия выставки швед приоткрыл профессиональную тайну: для работы он использует и пленочный фотоаппарат, и цифровой, и тот же сканер. У себя в саду построил небольшую мастерскую, где и снимает растения. Немного обрабатывает изображения на компьютере для придания им мягкости. Достигаются глубина и размытость еще и за счет использования плоттерной печати на стекле.


— Эдвард Коинберг, как мне показалось, — человек, глубоко понимающий фотографию и владеющий сложной технологией съемок в совершенстве, чья цветочная коллекция принадлежит к такому достаточно узкому направлению в фотографии, как макросъемка, — поделился со мной впечатлениями фотохудожник Иван Станиславович Петрович, куратор проектов объединения «Фотоискусство». — У нас этим занимаются немногие, и то экспериментируя в основном с изображениями мелких животных, насекомых, а не растений. К тому же тема взаимоотношений между полами всегда актуальна в искусстве.

 

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter