Брестское предприятие ЖКХ обсчитало жильцов на 900 млн

С жировок будут сгонять жирок

«Январские тарифы на жилищно–коммунальные услуги сформированы не расчетным методом, а с потолка», — такой вывод сделал Председатель Комитета государственного контроля Леонид Анфимов на основании фактов, которые проанализировала специальная рабочая группа. И объяснил это безответственностью сверху донизу. Начиная с должностных лиц Министерства ЖКХ и заканчивая специалистами конкретных коммунальных служб районов и городов. Оценки более чем серьезные...

Что самое возмутительное? Как заявил Леонид Анфимов, новые тарифы отдали на откуп областей, районов, конкретных предприятий. И там началась чехарда: выставляли людям счета как кому захотелось. В итоге Департамент финансовых расследований уже возбудил 22 уголовных дела.

Например, руководитель одного из предприятий ЖКХ Брестской области поплатится за то, что завысил тарифы на санитарное содержание и освещение вспомогательных помещений. По Указу Президента от 31 декабря 2015 г. № 535 «О предоставлении жилищно–коммунальных услуг» с 1 января 2016 года из тарифа «техническое обслуживание» исключены затраты на санитарное содержание и освещение вспомогательных помещений. Эти услуги выделены в отдельные статьи расходов. Тем не менее жильцам, которых обслуживало предприятие, попавшее в поле зрения финансовой милиции, за январь плату за техобслуживание выставили по старому тарифу, а сверху взяли еще за санитарное содержание и освещение вспомогательных помещений. «В итоге стоимость этих услуг была посчитана дважды — отдельно и в составе «технического обслуживания», — комментирует материалы дела Юрий Кардымон, заместитель начальника отдела Департамента финансовых расследований КГК. — Действия должностного лица повлекли тяжкие последствия в виде причинения гражданам ущерба в особо крупном размере на сумму более 900 миллионов рублей».

И разве это единственный такой случай? То, что легло в основу уголовного дела в Брестской области, похоже, произошло по всей стране. Как следует из присылаемых в «СБ» жировок, тариф на техобслуживание в них остался неизменным, точно такой, как в декабре, плюс новые графы. От 15 тысяч до 35 тысяч — на уборку мест общего пользования, 4 — 15 тысяч — на освещение мест общего пользования. За лифт: техобслуживание — 15 — 40 тысяч и электроэнергия 5 — 16 тысяч рублей. Более того, вот факт из еще одного уголовного дела, возбужденного управлением ДФР КГК по Брестской области по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 426 (превышение власти или служебных полномочий) УК в отношении должностных лиц предприятия ЖКХ из Бреста. Звучит немного тяжеловесно, но суть такова: в феврале при расчете коммунальных платежей за январь фигуранты дела применили для жильцов многоквартирных домов тариф за техническое обслуживание лифта из расчета 617 белорусских рублей за 1 квадратный метр общей площади жилого помещения, который установлен по решению Брестского областного исполнительного комитета только с 28 января. Однако насчитали его за весь месяц. Причиненный гражданам ущерб — 80 миллионов.

Дошло и до вовсе вопиющих случаев. В Гродно жильцам трех пятиэтажек, в которых никогда не было лифтов, включили в жировки плату за их техобслуживание и электроэнергию на их движение на 2,9 млн рублей.

Поскольку все это происходило в организациях Министерства ЖКХ, его сотрудники также могут попасть под следствие по делам о тарифах на жилищно–коммунальные услуги, сообщил Леонид Анфимов: «В отношении должностных лиц министерства возбуждено уголовное дело». По его словам, проведены необходимые выемки документов, идет предварительное расследование по всем случаям.

Хотелось бы обратить внимание еще на кое–какие нехорошие факты. Январские жировки потяжелели не только потому, что там появились новые строчки. В некоторых регионах в 2 — 2,5 раза увеличился расход гигакалорий на отопление, хотя январь был холоднее декабря всего на 9 градусов. А тут еще субсидируемый тариф вырос на треть, до 133 тысяч за гигакалорию, а экономически обоснованный — и вовсе вдвое. В итоге суммы в жировках нескромно пляшут: рост платежей за отопление — в 2 — 4 раза. А резкое, в 3 раза, повышение субсидируемого тарифа на воду с канализацией — почти 9 тысяч рублей за кубометр? Себестоимость «Водоканалы» тоже пересмотрели — в Минской области уже 15 тысяч за куб с канализацией... Не то же ли самое происходит и здесь? Не просто ли закладываются в тариф все затраты? Между тем люди пишут о том, что в деревнях, да и в городах, где трубы давно не обновлялись, вода из кранов идет грязная, с запахом. А чтобы тепленькая пошла, надо в канализацию слить не десятки — сотни литров!

Еще пример. Уборка подъездов. Наконец–то их реально стали убирать. Это хорошо. Однако вот какую картину наблюдал на днях постоянный читатель «СБ» из Могилева Сергей Шевченко: «В подъезде дома № 6 по проспекту Шмидта около 10.00 работники ЖЭУ мыли подъезд. Причем аж вчетвером! Один курил. Двое мыли лестницы. А четвертый за водой ходил, в бытовку, которая находится в соседнем доме на другой стороне двора». Почему, предполагая брать плату за уборку подъездов и, следовательно, ожидая контроля жильцов, коммунальные службы не оборудовали места уборщиц с водой и инвентарем? Между тем уборка в доме по проспекту Шмидта завершилась тем, что работник грязную воду вылил под дерево. Вопросы. Если мыли без спецсредств, то зачем такая уборка? Если моющие средства добавляли, то как на это безобразие смотрят экологи? А вывод вполне очевидный: при такой организации труда у жителей дома мало шансов получить качественную услугу.

«Там, где были применены неправильные тарифы и расценки, завышены объемы оказанных услуг, по всем этим фактам будет сделан перерасчет», — заверил население министр ЖКХ Александр Терехов. Сообщать о нарушениях следует в государственное объединение ЖКХ Минска и областные управления. Кроме того, с сегодняшнего дня эксперимент реформирования ЖЭСов, который стартовал год назад в Партизанском и Первомайском районах Минска, будет распространен на весь город. В каждом районе появится государственная служба заказчика КУП «Жилищно–коммунальное хозяйство», которая призвана подобные факты некачественного и недостоверного оказания услуг отслеживать и добиваться перерасчета в интересах жильца. Она же займется и правильностью применения новых тарифов.

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 39 (24921). Вторник, 1 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter