С заграницей нам помогут

Для этого создана специализированная юридическая консультация
Для этого создана специализированная юридическая консультация

В последнее время многие эксперты отмечают повышение деловой активности в нашей стране. Причем происходит это на фоне того, что национальная экономика становится все более прозрачной и открытой. В Беларуси создаются всевозможные совместные предприятия, отечественные производители стремятся закрепляться на зарубежных рынках и развивать сотрудничество с коллегами из других государств. Естественно, в таких условиях от производственников и бизнесменов требуются не только особая предпринимательская хватка, но и новые знания. В первую очередь — правовые. Ведь юридические нюансы являются своеобразным фундаментом любой внешнеэкономической деятельности. А у нас, как показывает практика, к правовой основе сделок и контрактов некоторые руководители относятся не очень серьезно. И потом в итоге за свою легкомысленность вынуждены расплачиваться. Именно для того чтобы впредь таких проблем было меньше, по инициативе Республиканской коллегии адвокатов и Министерства юстиции в Минске в этом году была создана специализированная юридическая консультация. Ее главная задача — помогать предпринимателям грамотно вести свои внешнеэкономические дела. О первых результатах работы новой юридической консультации мы беседуем с ее заведующим Вячеславом Терехом.

— Вячеслав Вячеславович, насколько часто и какие именно ошибки допускают наши бизнесмены в деловых взаимоотношениях со своими заграничными партнерами?

— Хотя консультация существует всего несколько месяцев, определенные выводы уже можно сделать. И они, увы, неутешительные. Практически каждый второй внешнеэкономический контракт, который приходится анализировать нашим адвокатам, «грешит» серьезными недостатками. Растет количество судебных споров, проигранных белорусской стороной зачастую только потому, что отсутствуют необходимые знания, опыт и квалифицированная правовая помощь.

Вообще, можно выделить несколько типичных проблем, с которыми чаще всего сталкиваются белорусские предприятия в сфере внешнеэкономической деятельности.

В частности, в странах СНГ под определением «предприятие» понимаются исключительно юридические лица. А, например, в соседней Польше предприятием именуются индивидуальные предприниматели, составляющие абсолютное большинство в экономической структуре этой страны. На практике такое различие создает множество неувязок в отношениях белорусских субъектов хозяйствования с их польскими торговыми партнерами. Был случай, когда один из хозяйственных судов Беларуси, рассматривая дело по иску отечественного предприятия к польскому «предприятию», арестовал дорогостоящий грузовой автомобиль. Однако польская сторона действия суда обжаловала, мотивируя тем, что грузовик был зарегистрирован на физическое лицо, а не на «предприятие», выступавшее ответчиком. Только после того, как суд получил заключение, разъясняющее, что польский хозяин машины является индивидуальным предпринимателем (то есть владельцем «предприятия») и по обязательствам отвечает всем своим имуществом, спор был разрешен в пользу белорусской стороны.

А вот еще одна не менее важная юридическая тонкость. Мы привыкли к тому, что директор без всяких ограничений может представлять свое предприятие — совершать сделки, заключать договоры и т.д. Однако в странах Евросоюза директор, как правило, — это всего лишь руководитель какой–то конкретной службы или структурного подразделения фирмы. Он, как правило, имеет даже личную печать. Но при этом выступать от лица всей компании может только по специально оформленной доверенности.

Недавно в нашу юридическую консультацию обратилось белорусское предприятие, у которого возник спор с польским обществом с ограниченной ответственностью. Договор с польской стороны подписал коммерческий директор, который не имел на это полномочий. И только благодаря тому, что фактически договор поляками исполнялся, по их законодательству его можно было считать заключенным.

Кстати, иногда для того, чтобы договор признавался действительным, одной подписи бывает недостаточно. Даже если это автограф, как у нас принято определять, руководителя компании. Скажем, в той же Польше, если правление общества с ограниченной ответственностью состоит из нескольких членов, представлять это общество могут только совместно действующие два члена правления. Если, конечно, устав не предусматривает, что общество может быть представлено единолично одним из членов правления.

— На что еще нужно обращать внимание перед подписанием контракта с иностранцами?

— Если вы не хотите рисковать собственными финансами, стоит с помощью фирм, которые занимаются сбором информации и изучением коммерческого риска в области внешнеэкономической деятельности, внимательно изучить «биографию» потенциального заграничного партнера и особенно его платежеспособность. Получение такой информации сегодня не составляет никакого труда и стоит относительно небольших денег. Один из наших клиентов, заключая договор на поставку товара из России, пренебрег этим элементарным правилом. В результате российский поставщик представил в банк фальшивые документы и, получив деньги из Беларуси, попросту скрылся. К сожалению, подобные случаи не редкость.

— Очевидно, что и само содержание договоров должно быть выверено буквально до запятой.

— Судите сами. Порой в контрактах оговариваются сроки исполнения неких действий в «рабочих» или «банковских» днях. Однако, допустим, выходные дни в разных странах не совпадают. При определенных обстоятельствах это может стать существенной проблемой для одной из сторон.

Отдельно следует сказать об условиях контракта, касающихся качества товара. Дело в том, что производитель изготавливает товар в соответствии с техническими требованиями и стандартами, существующими в его стране, если только иностранный покупатель при заключении договора не предъявит иных требований. Как показывает опыт, белорусские предприятия чаще всего соглашаются с условием соответствия приобретаемой продукции иностранным нормам. А потом получается, что купленный за границей товар (особенно это характерно для технологического оборудования) нельзя использовать в нашей стране.

Например, наш клиент купил у польской фирмы холодильные агрегаты, полагая, что поскольку они были сделаны в одной из стран Евросоюза, то никаких вопросов при эксплуатации возникнуть не должно. В действительности же оказалось, что эти холодильники не обеспечивали соблюдения температурного режима, необходимого белорусскому покупателю.

К сожалению, очень часто внешнеэкономические споры с согласия белорусской стороны контракта становятся предметом рассмотрения иностранными судами. Даже тогда, когда применимым правом является белорусское право. Тем самым наши предприниматели оказываются в проигрышном положении. Сейчас в производстве адвокатов юридической консультации находятся три таких дела.

Скажем, по одному из контрактов, заключенному белорусским учреждением с польским индивидуальным предпринимателем, все споры должны рассматриваться судом той страны, где «прописан» ответчик. Анализируя содержание договора, можно предположить, что потенциально претензии могут возникнуть, скорее всего, только у белорусской стороны. Купив у поляка оборудование, белорусы, допустим, останутся недовольны качеством или комплектацией товара. А у продавца, получившего деньги, повода обращаться в суд просто не будет. Тем не менее спор придется урегулировать в польском суде. Естественно, это создаст белорусскому предприятию дополнительные трудности и приведет к незапланированным финансовым потерям. Которых вполне можно было бы избежать...

— ...вовремя обратившись к вашим юристам?

— Вот именно. В конце концов, именно с такой целью и была создана специализированная юридическая консультация. Сегодня здесь работают квалифицированные адвокаты с опытом работы в области внешнеэкономической деятельности, знающие международное частное право, а также внутреннее право отдельных иностранных государств.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter