Чем сегодня живет Каменетчина — самый западный район страны

С высоты Каменецкой башни

С высоты Белой вежи старинный райцентр Каменец как на ладони. На востоке на живописном холме в лучах солнца сверкает золотыми куполами Симеоновская церковь. На западе неспешно несет воды в Западный Буг река Лесная, которую уже обживают прилетевшие домой птицы. Но с 30 метров Каменецкого столпа, построенного князем Владимиром Васильковичем в неспокойном XIII веке, всю современную Каменетчину взглядом не охватишь. Более двухсот деревень здесь. Да каких! В Вискулях в 1991 году решилась судьба Советского Союза. Песчатка — международный пункт пропуска, соединяющий Евразийский союз и Европейский. А Переров — погранпереход для пешеходов и велосипедистов — связывает две трансграничные части уникальной Беловежской пущи. Между деревнями Бушмичи и Верховичи — своя «гора Грабарка» — урочище Святая Грушка, куда едут со всей страны за благодатью и с благодарностью. Природа подарила Каменецкому району удивительные пейзажи. Грешно не использовать такие богатства для туризма и экологического просвещения. Беловежская пуща, как и веками живший здесь зубр, — наиболее узнаваемая визитная карточка не только Каменецкого района — всей Беларуси. На Каменетчину местные жители зовут за незабываемыми впечатлениями, которые гарантированы в любую пору года, но особенно сейчас — весной, когда природа пробуждается ото сна.

Заповедный напев

Связаны ли между собой названия Белая вежа и Беловежская пуща? Вариантов ответов множество. Но стоит ли докапываться до исторической правды, если сегодня эти две жемчужины нераздельны. Белая вежа, пуща и зубр — символы на века. 

Старший научный сотрудник ГПУ «Национальный парк «Беловежская пуща» Алексей Буневич 42 года на посту, изучением зубра занимается 36 лет: 

— Будь у наших ученых недостаток настойчивости — смотреть на исполинов мы бы ездили в Польшу или в Россию. Работа по их возвращению в реликтовый лес началась в 1929 году, до этого в пуще целых десять лет не было зубров. Уничтожили. В Беларуси с 1946 года зубр находится под особой охраной. Когда я стал зуброведом, было уже 140 животных. Сейчас 560. Любой турист может увидеть зубра не только в вольере, но и в живой природе.


— Когда в 91-м в Вискулях собрались руководители республик СССР, охоту на зубра проводили?

— Готовились, но до охоты дело не дошло.

— На зубра охотились князья ВКЛ Витовт и Ягайло, царственные особы, советские партийные работники. Сейчас бывают охоты? — интересуюсь у Алексея Николаевича. 

— Зубр внесен в Красную книгу, потому отстреливаются только старые и больные быки, которые не принимают участия в жизни стада. Но сначала их нужно перевести в резервный генофонд, согласовав с Минприроды. Для каждого отдельного случая собирается комиссия. Она решает, какие у зубра перспективы. 

560 зубров — это больше, чем пуща может прокормить. Потому здесь мечтают поделиться богатством с заповедниками разных стран. Селекционная работа также ведется — в сотрудничестве с польской стороной. 

В 2019-м — 610 лет установления заповедности пущи. И желанные гости здесь не охотники, а туристы. В минувшем году в нацпарке их было полмиллиона. 

Фото на память 

В Каменецком районе любят наблюдать за птицами. Не сомневайтесь, что первые перелетные гуси и чибисы прилетели именно на реку Лесная. Соцсети пестрят фотоотчетами. 

А в деревне Большая Турна вьют гнезда грачи. В черноольховой аллее — самая большая на Брестчине колония горластых птиц, их здесь тысячи. 


Учитель биологии Турнянской школы Светлана Альшевская вместе со школьницами из клуба «Крылаты дазор» наблюдают за ними в бинокли:

— Некоторые мне говорят, что это я развела грачей. Да что вы! Они жили тут до нас и будут жить. Не они к нам, а мы к ним должны приспосабливаться. 

Светлана только на первый взгляд хрупкая, на вид — ровесница старшеклассниц. У нее двое взрослых детей. По характеру — решительная, уверенная в себе. 

В школьном кабинете биологии — не только цветы и рассада бархатцев для украшения школьного двора, но и множество фотографий на стенах. Вот птенцы ласточки, как на нотные линейки, уселись на электропровода. А вот совенок уставился лупатыми желтыми глазками в объектив фотоаппарата. Снимок с аистами на дереве видели не только в Большой Турне. Светлана Альшевская (да, это все она снимает) отправила его на фотоконкурс «СБ. Беларусь сегодня» «Мой родны кут». В номинации «Моя малая родина» Светлане досталась победа и подарки, в том числе планшет, который ей очень пригодился в работе. 

— Сколько я ни участвовала в конкурсах, сколько ни побеждала, ценные призы привезла впервые, — улыбается педагог.

Вместе с супругом Виктором, который поддерживает фотоувлечение жены, вспоминают, как появился этот снимок:

— Нам подсказали, что в Завершанах есть сухое дерево, где аисты собираются перед отлетом, прощаются с родными местами. Это всегда происходит в августе, потому снимок я назвала «Августовское совещание».

Вдали от больших дорог 

Каменецкий район уже много лет удерживает лидерство на Брестчине по числу агроусадеб. Их хозяева приносят жизнь в маленькие деревушки, берегут местные традиции и показывают пример развития государственно-частного партнерства. Будете в тех краях, с обходной дороги вокруг Беловежской пущи сверните в маленькую деревушку Угляны Видомлянского сельсовета. Лет десять назад ее бы назвали умирающей. Сейчас всего 15 постоянных жителей, но деревня отнюдь не забитый угол. 

Жизнь в Угляны вдохнул орнитолог, научный сотрудник ГПУ «Национальный парк «Беловежская пуща» Вадим Прокопчук. Он купил здесь несколько заброшенных домов — и пошло-поехало. 

88-летняя Ольга Клюка смеется:

— Теперь к нам экскурсии почти каждую неделю приезжают.

С легкой руки Вадима Прокопчука в 2016 году Брестский трансграничный инфоцентр и Каменецкий райисполком открыли первый на Брестчине 40-километровый промаркированный тематическими стендами и табличками с QR-кодами водный маршрут по Лесной. Старт — в деревне Угляны. Тут берет начало большая река: сливаются Левая и Правая Лесная. Уже несколько лет орнитологи организуют в этих местах наблюдение за птицами, мастер-классы по изготовлению кормушек и гнездовий. Благодаря проекту в Углянах появилась наблюдательная вышка. Сюда едут бердвотчеры из разных стран — наблюдать за птицами.


Но главная достопримечательность Углян — поклонные кресты. Стоят на пересечении улиц. Восемь штук. Самому старому лет двести, самый новый установлен в 1990 году. 

Ольга Клюка рассказывает, как появился первый:

— В деревне был тиф. Мужики спилили в пуще дуб, сделали крест и обнесли вокруг деревни. Тиф отступил. 

Баба Оля помнит, как деревня защищала кресты от посягательств — с палками, камнями, но их все же срезали, вывезли и свалили за коровником. Углянские мужики привезли и поставили на место. 

Кресты стоят до сих пор. Только выглядят не так, как год назад. Вадим Прокопчук стал инициатором их спасения:

— Мы вели разговоры в деревне, что надо что-то делать — кресты подгнили, наклонились. Однажды захожу в интернет, а передо мной на экране информация: сегодня в 24 часа заканчивается прием заявок на получение грантов по проекту «Добры сусед». Мигом написал, отправил в 23.59 — и наш проект победил. Деньги получили небольшие — около 400 рублей. Зато своя помощь пришла какая! Подключились организации района, «Белая Русь». Вместе с заместителем председателя райисполкома Денисом Шпаком мы красили эти кресты. Работы по реставрации заняли неделю, и теперь проживут эти кресты не одно столетие. Углянцы верят: раз стоят кресты, значит, деревня под защитой. 

Отдохнуть с душой 

Проезжая через деревню Видомля в Беловежскую пущу, невозможно не заметить, как здесь красиво вдоль дороги: декоративные кустарники, клумбы с цветами. Стараются все. Работники ОАО «Видомлянское», школьники. Руководитель народного клуба творческой молодежи «Свой круг» местного Дома культуры Ирина Веренич одиннадцать лет практически ежедневно приезжает в Видомлю из Каменца:

— Коллектив «Свой круг» мы создали в 2008 году. Сначала это была эстрадная студия. Но в процессе работы обозначились вокальное, инструментальное, театральное направления. В 2013-м «Свой круг» получил звание «народный» (в районе 12 любительских коллективов имеют звания «народный» и «образцовый»). В январе наш вокальный ансамбль Vega стал обладателем диплома I степени на международном фестивале-конкурсе «Поколение Z». 


Видомлянские артисты — почти полсотни человек в возрасте от 6 до 43 лет, кто-то приезжает из Каменца, кто-то даже из Бреста. Главное мероприятие года здесь проходит на Рождество. В ДК традиционно ставят мюзикл. Собирается полный зал. 

Сама Ирина — выпускница Брестского музыкального колледжа имени Г.Ширмы — поет, выступает ведущей, сценаристом, режиссером, преподает в Каменецкой детской школе искусств по классу «фортепиано». Рождественские мюзиклы в Видомле и рок-фестиваль «Каменецкий драйв» в Каменце — это и ее визитные карточки как профессионала. 

Молодежный проект «Каменецкий драйв» привлекает в регион рок-музыкантов из разных стран. Ирина Веренич обещает, что нынешний, шестой по счету, станет незабываемым:

— Ждем всех в Каменце 29 — 30 июня. Будут коллективы из России, стран Балтии, Украины. Музыканты обычно приезжают с семьями, с детьми, смотрят наши достопримечательности и остаются под большим впечатлением. Мы стараемся беречь наше наследие. На Каменетчине сохранилось и развивается подвойное ткачество — культурная ценность Беларуси, народные мастера Мария Кравчинская и Надежда Грицук передают мастерство молодым в Каменюкском центре ремесел. Анатолий Турков, известный народный мастер-резчик по дереву, — тоже наш, каменецкий.

Муж и жена — один экипаж 

Август для Татьяны и Валерия Кухта из деревни Рясна — тоже особенный месяц. Уже три сезона вместе они работают в конце лета на уборке зерновых в ОАО «Беловежский». 

И все три года подряд супруги — ньюсмейкеры на жатве в Брестской области. В минувшем году первыми в стране намолотили тысячу тонн зерна. 

Валерий — опытный механизатор, около 30 лет стажа. Из династии комбайнеров. Новенький отечественный комбайн КЗС-1624 получил в 2015 году. 

— В технике все-таки секрет? 


Председатель профкома ОАО «Беловежский» Валентин Супринович меня перебивает:

— Не одни Кухты на такой технике работают. А побеждают они. 

Хотя чего скрывать? В любом хозяйстве дорогостоящую технику доверяют проверенным людям. Вот и недавно на мехдворе отделения «Рясна» появился новенький кормоуборочный «Джон Дир». За штурвал сядет Валерий Кухта.

Супруга Валерия в свободное от страды время трудится в Ряснянской школе техработником. Признается, и не думала проводить летний отпуск в поле: 

— Старший сын Саша поступил учиться, а младший еще не дорос. Вот так пришлось стать помощником, чтобы заменить Сашу. В первую уборочную поняла, сколько нужно сил вложить, чтобы хлеб стал караваем. 

— Какие планы на нынешнюю страду? — интересуюсь у Татьяны, которую мы попросили приехать на мехдвор, чтобы сделать фото рядом с супругом.

— Младшему Сергею уже 18 лет, может, он будет помощником. Но и я всегда готова. 

Областные «Дажынкi-2018», к слову, прошли на Каменетчине — в городе Высокое. Район стал четвертым по общему намолоту зерна. Почти половину объемов всей сельскохозяйственной продукции Каменецкого района производит ОАО «Беловежский». 

kozlovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter