С выпускного бала — на войну

Виктор Колокольников в числе других 3670 ветеранов Великой Отечественной, проживающих на Гродненщине, в эти дни ждет свою заслуженную награду — медаль “65 год вызвалення Рэспублiкi Беларусь ад нямецка-фашысцкiх захопнiкаў”. Вручит ее ветерану накануне памятной даты губернатор Владимир Савченко

Последний школьный экзамен Виктор Колокольников сдавал 14 июня 1941 года в небольшом городке Бельск-Подляский на территории бывшей Белостокской области. А 18 июня на выпускном балу получил аттестат зрелости, не подозревая, что уже через несколько дней жизнь по-настоящему проверит его на зрелость.
Утром 22 июня Виктор с друзьями собирался на рыбалку, но проснулся от разрыва снарядов за окном. С рассветом немцы подвергли город массированному артиллерийскому обстрелу. Уже на второй день войны Бельск был оккупирован фашистами.
— Призывать нас в армию было просто некому, — вспоминает Виктор Тимофеевич. — Нам, восемнадцатилетним мальчишкам, самим пришлось решать, как сражаться с врагом. Наивная вера в скорую победу над фашистами быстро прошла. Стало ясно, что перед нами вооруженный до зубов и опытный в военном деле противник, борьба с ним потребует времени и больших потерь.
В августе 1941 года в Бельске была создана подпольная антифашистская организация. Вместе со сверстниками Виктор Колокольников собирал оружие и боеприпасы на полях, где проходили сражения. Затем все это переправляли в партизанский отряд, которым командовал бывший заведующий Бельским райфо Войцеховский. Снабжали оружием и бежавших из лагеря военнопленных, которые тут же примыкала к партизанам. В штабе подпольной организации был радиоприемник, вмонтированный в кафельную печку. Сводки из Москвы размножались на печатной машинке, и молодежь развешивала их в людных местах.
В мае 1942 года Виктор с группой бывших военнопленных ушел в лес к партизанам. А буквально через шесть часов после его ухода немцы явились на его квартиру... С начала июня 1942 года и до освобождения Западной Белоруссии от фашистов Виктор Колокольников воевал в партизанском отряде имени Георгия Димитрова партизанской бригады имени Пономаренко. Вначале рядовым, потом командиром диверсионной группы, а с января 1943-го — политруком третьей роты.
“Воевал, как все, — признается Виктор Тимофеевич. — За чужие спины не прятался и трусом не был”. Нелегко было совсем еще мальчишке командовать. До сих пор вспоминает свои чувства, когда приходилось стоять перед нестройной, поредевшей в бою шеренгой партизан — голодных, замерзших, и говорить, что нужно снова идти в бой. За Родину! Двадцатилетний политрук первым поднимался в атаку и в любой момент готов был заменить командира роты.
— Наш партизанский отряд, —вспоминает Виктор Тимофеевич, — пускал под откосы поезда с живой силой и техникой врага, устраивал засады на шоссе, уничтожал телефонную и телеграфную связь. 2 августа 1942 года вместе с отрядом имени Щорса мы разгромили фашистский гарнизон в городе Косово (ныне Ивацевичский район Брестской области). Целый месяц в глубоком фашистском тылу, до фронта было более тысячи километров, просуществовала советская власть. Только в сентябре фашисты вынуждены были высадить на станции Ивацевичи целое воинское подразделение, следовавшее на фронт, и бросить его на борьбу с партизанами. И это в то время, когда на берегах Волги разворачивалось знаменитое Сталинградское сражение, исход которого во многом предопределил поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне. У фрицев на счету был каждый солдат, а целое воинское подразделение на протяжении трех месяцев воевало с партизанами. Вся эта война сводилась к тому, что гитлеровцы громили уже оставленные партизанами стоянки. Между собой мы называли косовское сражение “маленьким Сталинградом”.
Спустя много лет после войны Виктор Тимофеевич узнал, что из каждой сотни 18-летних мальчишек, которые летом 1941 года отправились на войну, в живых остались только трое. С тех пор в душу закралось чувство вины перед погибшими, а еще — огромное желание рассказать нынешней молодежи правду о войне, события которой сегодня нередко пытаются фальсифицировать. Он считает, что существует не только свобода слова, но и свобода ответственности за каждое слово. Молодежь должна узнать правду из уст тех, кто воевал.
Он часто выступает перед молодыми в школах и институтах, в военных частях и, конечно же, в родном медицинском университете, где проработал 20 лет, возглавлял кафедру философии. До этого были высокие руководящие должности, но он выбрал для себя другой путь — учить студентов. И никогда не пожалел об этом.
В небольшой уютной квартирке бывшего партизана рядом с ним любимая жена Евдокия Филипповна. Они вырастили двух дочерей, имеют троих внуков, с гордостью показывают фотографии правнуков. Младшенький Иван живет в Питере, а 13-летний Никита — в Гродно, хорошо учится и соревнуется с дедом — у кого грамот больше. На вопрос: “Что такое счастливая старость?” Виктор Тимофеевич отвечает: “Это счастливые дети”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter