Знаменитый режиссер народный артист России и Украины Владимир Бортко, отметивший недавно 75-летие, один из известнейших советских и российских киномастеров своего поколения. Бортко удалось снять как яркие остросоциальные картины, обращенные к нравственным проблемам современности («Блондинка за углом», «Единожды солгав…», «Цирк сгорел, и клоуны разбежались»), так и, казалось бы на первый взгляд, неподъемные экранизации русской классики — «Собачье сердце», «Идиот», «Мастер и Маргарита».
Сделал из Миронова грузчика
Представить Андрея Миронова в образе грузчика овощного магазина сложно. Но Бортко представил — и получился хит. Там, где отступали другие, он работал засучив рукава. После того как готовую картину «Блондинка за углом» по сценарию Александра Червинского Госкино не выпустило на экраны, назвав «вредной и порочащей социалистическую действительность», волевой Бортко два года переделывал и переозвучивал фильм, вставил вместо вырезанных сцен музыкальные номера Андрея Миронова. И финал в этой сатирической истории задумывался менее оптимистичный, но под давлением режиссер был вынужден сделать другую концовку. Зато картина вышла в советский прокат, ее посмотрели более 24 миллионов зрителей.«Бабушка моя согрешила с водолазом…»
Фильм «Собачье сердце» Владимира Бортко по повести Михаила Булгакова (его 130-летие мы отметим завтра — небольшое эссе в продолжение этой темы читайте на стр. 30) возымел большой успех. Хотя сам режиссер сегодня картину не жалует, называя любимыми «Идиота» и «Тараса Бульбу». Однако ключ к произведению Булгакова он все-таки подобрал мастерски и собрал на площадке гениальных артистов — Евгения Евстигнеева, Владимира Толоконникова, Романа Карцева, Бориса Плотникова… Никого из них уже нет с нами, и «Собачье сердце» — прекрасная память о славном актерском поколении. Пересматривая этот шедевр, удивляешься, как точно найден баланс между подлинным драматизмом и откровенно курьезными сценами. Не зря фильму присудили Гран-при кинофестиваля в Перудже, а Бортко — Государственную премию РСФСР.Художник, что рисует дождь
В картине «Единожды солгав…» он рассказал бескомпромиссную историю о художнике-конформисте Александре Крюкове, в котором могли узнать себя многие известные живописцы. «Единожды солгав…» — история распада: сначала — личности, потом — семьи, а в недалеком будущем, как мы теперь понимаем, и страны. Фильм вышел на обобщение, он и сейчас интересен, несмотря на то что снимался в горячую перестроечную пору. Атмосфера зависти, интриг, морального разложения передана в картине с тончайшими нюансами. В 1988 году картина получила главный приз международного кинофестиваля в Барселоне.
«Блондинка за углом». |
«Единожды солгав...». |
«Цирк сгорел, и клоуны разбежались». |
Худой корм лучше доброй ссоры
Безвременье и разруху 1990-х Владимир Бортко запечатлел в своих картинах — авантюрной комедии «Удачи вам, господа!» и психологической драме «Цирк сгорел, и клоуны разбежались», где одну из лучших своих ролей сыграл Николай Караченцов. Фильм поспешили назвать мрачным, неудачным и затянутым, а мне он нравился своей искренностью и четкой этической позицией интеллигента старой закваски, растерявшегося в нравах нового времени. Дуэт матери и сына в исполнении Караченцова и Зинаиды Шарко режиссер тоже выстроил бесподобно.Затем были съемки нескольких дебютных серий криминального сериала «Улицы разбитых фонарей» под псевдонимом Ян Худокормов (интересно, что эту говорящую фамилию носил и персонаж Караченцова), продюсерство «Бандитского Петербурга». И наконец благодаря продюсерской поддержке Валерия Тодоровского выход к большому сериальному стилю — «Идиот». Первое серьезное возвращение телевизионного кино к классической прозе. (До этого определенную славу также сыскали «Петербургские тайны» по роману Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы».)
А после были «Мастер и Маргарита», «Тарас Бульба», «Петр Первый. Завещание», мелодрама «О любви».
Не мальчик, но муж
В ранних работах Владимира Владимировича можно найти большой заряд социальной критики, и, казалось бы, он должен был радоваться перестройке, развалу СССР и последовавшим пертурбациям, однако в качестве общественного деятеля Бортко проявил себя как крепкий государственник, стойкий приверженец традиций, нетерпимый к либеральным всхлипам и вздохам. «Если спросить наших либералов: вам что, действительно хочется, чтобы тут все пошло прахом? Боюсь, что мы получим ответ: мы Родину любим, но пусть тут хоть все сгорит, лишь бы торжествовала либеральная идея», — говорил он в одном из интервью.
В 2007 году Бортко вступил в КПРФ, назвав ее реальной и единственной оппозицией. Много лет он занимался законотворчеством в Государственной думе, даже выдвигал свою кандидатуру на пост губернатора Санкт-Петербурга, но позже сошел с дистанции. В 2019-м заявил о завершении политической деятельности: «Со мной все кончено, я — политический труп».
Когда творцы идут в политику, редко получается что-то путное. Но искушение смешать божий дар с думами о путях общественного развития велико. К юбилею мастер хотел выйти с большим кинематографическим проектом: «К своему 75-летию я думал сделать фильм под названием «Александр и Наполеон» — о разговоре Александра I и французского императора Наполеона, потому что эти два человека связаны между собой незримыми нитями. Александр I — один из самых известных императоров в мире, пожалуй, даже известнее, чем Наполеон. Ибо нет европейской столицы, где бы не было улицы, переулка, моста, площади, названной его именем. А Наполеон дважды пытался свататься к сестре Александра. И дважды ему было отказано. Если бы не отказали, возможно, все иначе могло быть в нашей истории. Я хотел связать эту картину с политическим воспитанием молодежи. Ведь наша армия в свое время завоевала Париж. Это был величайший триумф русского оружия!.. В былые времена наш вход в Париж праздновали примерно так же, как мы сейчас празднуем взятие Берлина в 1945-м. К сожалению, этого фильма вы не увидите — на него не нашлось средств…»
Владимир Бортко — режиссер большого дыхания и имперских амбиций, марафонец и традиционалист. С разнообразным почерком и ярким темпераментом. Помню, в одном из интервью Бортко признавался, что хочет экранизировать Библию. Видя его многолетнюю трудоспособность и настойчивость, не удивишься уже ничему.
НАША СПРАВКА
Владимир Бортко родился в семье известного театрального режиссера Владимира Бортко — старшего, работавшего в театрах Москвы, Курска, Одессы и Львова. Образ отца режиссер позже ассоциативно передал в картине «Единожды солгав…» — этого персонажа сыграл Евгений Весник. Владимир Бортко пробовал себя и в качестве театрального режиссера. В 1993-м на сцене Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге он поставил спектакль «Царь Эдип». В 2010 году в петербургском Театре-фестивале «Балтийский дом» состоялась премьера спектакля «Молот ведьм» в его постановке.
ЦИТАТА
«Молодым режиссерам я все-таки дал бы совет: «Уважайте своих учителей! Они вам все верно говорят. Но верьте только себе и все делайте в искусстве по совести». Я сам придерживался принципа всегда говорить правду в жизни и в работе».
pepel@sb.by