Репортаж из электрички: как ездят на работу в Минск жители других городов

С вокзала на работу

Жить в шаговой доступности от места работы — редкое везение. Такие счастливчики тратят минимум времени на дорогу к заводу или офису, успевают переделать массу дел до условных 9.00 и после 18.00 и посмеиваются над перефразированным афоризмом «кто рано встает, тот далеко от работы живет». Правда, понятие «далеко» тоже может быть разным. Для кого–то то еще испытание — добраться в соседний микрорайон с пересадками на метро, автобусе и трамвае, а для кого–то уже обычное дело — приезжать в другой город, затрачивая по нескольку часов на дорогу туда и обратно. У наших западных соседей ездить на работу за пределы своего населенного пункта — норма, но там и инфраструктура рассчитана на подобные перемещения. Стремление найти лучшую работу и увеличить доход шаг за шагом и нас подталкивает к мировой тенденции: ежедневно в столицу ездят трудиться сотни специалистов из Борисова, Жодино, Дзержинска, Молодечно, Смолевичей... Корреспондент «СБ» прокатилась в электричках и узнала, каково это — каждый день подстраиваться под расписание поездов.


Молодечно. 6.30. До отправления самой популярной у работающих в Минске электрички еще 15 минут, но в вагонах уже людно. Каждый старается занять место поудобнее, ведь 77 километров предстоит преодолевать почти два часа. Что тут скажешь, долго. Но эмоции у людей разные. Кто–то привык, а другой мается. Скажем, когда накануне своего экспериментального путешествия я попросила знакомую преподавательницу вуза, несколько лет работавшую в Минске, поделиться впечатлениями об оставшихся в прошлом ежедневных поездках из Молодечно, она честно призналась, что рада возможности больше не ездить:

— Я нашла работу дома. Но многие ездят, и занятие это, на мой взгляд, на любителя. Из плюсов: можно спокойно читать, думать, записывать. Если не успела подготовиться к лекции — то, что надо! Из минусов — навязчивые попутчики, пристающие с разговорами, когда хочется просто помолчать...

За минуту до отправления в вагон забегают студенты. Уф, успели. Рядом садятся женщины с идеальными прическами и макияжем. Как выяснилось в разговоре, работают в банковской сфере. Чтобы собраться так, с иголочки, встать им наверняка довелось задолго до рассвета. «Без пяти шесть из дому вышла», — словно прочитав мои мысли, говорит одна из собеседниц. Еще одна наша попутчица — дама лет 45, для нее сегодняшний день особенный, ведь завтра начинается отпуск. В планах, говорит, пока главный пункт — выспаться.


Поезд отправляется, и с каждой очередной станцией пассажирам приходится потесниться. Некоторые и вовсе едут стоя. Многие здороваются, обмениваются новостями, особенно расчетливые еще в Молодечно заняли места для друзей–попутчиков из Фестивального и других пригородных остановок.

— Я дорогу легко переношу, но людей в возрасте, как я, немного. Посмотрите, в основном молодежь в электричках катается, отсыпаются, пока едут. Жилье в Минске снимать дорого, а так экономия получается и в доме своем живешь, — объясняет попутчица Нина Ивановна, которая уже много лет работает в столичной строительной фирме. — На месте работать, конечно, лучше. А тут по два часа в каждую сторону — все–таки очень много времени уходит. На маршрутке оно быстрее, но и дороже, каждый день не наездишься — не будет смысла в Минске работать. У меня и моих знакомых выходит по 500 — 800 рублей в месяц — немного, поэтому выбираем электричку. Зато знаете, сколько я детективов за поездки перечитала?

И чтобы не быть голословной, Нина Ивановна достает из сумочки две книги в мягкой обложке — романы Татьяны Поляковой.

Борисов. 6.30. Отправляется электричка на Минск, которая идет всего час. На столичный вокзал она прибывает в 7.39. Кому на работу к девяти — слишком рано. Местные объясняют, что есть два других варианта — в 6.36 и 7.12. В обоих случаях в поезде придется провести час и 40 минут. Для чуть более 70 километров — немало. В отличие от скоростной эти две электрички прибывают не на вокзал, а к станции метро «Институт культуры».

— Мне в этом плане везет, — рассказывает Наталья, которая ездит на работу в частный медцентр. — По линии метро добираться быстро, поэтому, когда на работу к 9.00, можно выехать из Борисова даже на 7.12. В Минске я где–то без десяти девять и все успеваю. А вот если к 8.00 — тут без вариантов: в 6.30 уже стоишь на вокзале, из дому выходишь около шести, подъем в 5 утра...


Для репетитора Евы Гилевич дальние поездки на работу — тоже дело привычное. Несколько лет она ездила из Борисова в Минск и старалась чередовать транспорт для большего удобства: днем — маршрутки, которые дороже, но комфортнее, а вечером — электрички. Если попадешь на скоростной поезд — за час можно добраться. Сейчас репетитор живет под Воложином и путь до работы на машине занимает чуть более часа. По словам собеседницы, это некритично:

— Народ по Минску добирается столько же времени. И я не могу сказать, что эти несколько часов в дороге — потерянное время. В электричке преподавателю можно подготовиться к занятию — два часа ты полностью посвящаешь работе. В машине можно слушать аудиокниги, и время в пути проходит с пользой.

Минск. 18.15. Забегаю в электричку до Молодечно. Таких, еле успевших, тут много. До конечной нам ехать час и 44 минуты. Картина заметно отличается от утренней. В вагоне много свободных мест. Пассажиры уткнулись в телефоны и планшеты, в основном смотрят сериалы. Несколько человек читают книги и газеты. Выбираю место рядом с дамой, погруженной в разгадывание судоку.

С каждой остановкой людей прибавляется. Напротив нас в Ждановичах присаживаются две женщины–продавщицы. С работы они едут с сумками покупок — огромные пачки стирального порошка чего стоят! Но разговорить их удается лишь спустя полчаса пути: дамы с головой ушли в обсуждение того, как лучше готовить печень трески (кулинария и дача — два бесспорных тематических лидера в таких беседах). Одна из продавцов, Надежда Сергеевна, рассказывает, что до пенсии еще далеко, работала в магазине в Молодечно, а тут по знакомству предложили место получше, только в Ждановичах:

— Сомневалась, считала, что ездить неудобно каждый день, но уже привыкла. Каждый день с одними и теми же людьми еду, в вагоне много знакомых. Мы вот и с Любой в поезде познакомились — за болтовней дорога незаметно пролетает. Но главное — платят хорошо. Сын у меня, знаете, вредный. Денег давай и давай, то на гитару, то на кроссовки модные. Не понимает, что заработать непросто, а я и так одна семью тяну на себе.

— Оправдывает заработок такие поездки каждый день?

— Как повезет. У меня знакомые оба хорошо зарабатывают в Минске. Один минус — домом заниматься некогда, поэтому приходится обращаться к службам, которые берут на себя серьезную уборку квартиры вплоть до мытья окон...

Разговор перебивает паренек, который появляется в вагоне с гитарой. Пассажиры не в восторге. «За день на работе в голове шумит, а тут еще композитор объявился!» — раздраженно отрывается от газеты мужчина на соседнем сиденье. К счастью, гитарист решил не утомлять: спел куплет, собрал несколько монет и пошел в следующий вагон. Пассажиры начинают дремать под стук колес. В Молодечно мы прибудем только к 20.00. Пока большинство моих попутчиков доберется домой, будет уже около девяти. Так что ужин светит поздний...

А как у них?


В России около миллиона человек каждый день приезжают на работу в Москву, чаще всего отдавая предпочтение электричкам или автомобилям.

В Канаде обычное дело ездить на работу более 100 км в одну сторону.

Некоторые немцы каждый день добираются на работу в Швейцарию, где выше зарплаты.

В Лондоне скоростные электрички связаны с метро, что делает дорогу на работу из пригородов еще более комфортной.

pasiyak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter