С вокзала на работу

Репортаж из электрички: как ездят на работу в Минск жители других городов

Жить в шаговой доступности от места работы — редкое везение. Такие счастливчики тратят минимум времени на дорогу к заводу или офису, успевают переделать массу дел до условных 9.00 и после 18.00 и посмеиваются над перефразированным афоризмом «кто рано встает, тот далеко от работы живет». Правда, понятие «далеко» тоже может быть разным. Для кого–то то еще испытание — добраться в соседний микрорайон с пересадками на метро, автобусе и трамвае, а для кого–то уже обычное дело — приезжать в другой город, затрачивая по нескольку часов на дорогу туда и обратно. У наших западных соседей ездить на работу за пределы своего населенного пункта — норма, но там и инфраструктура рассчитана на подобные перемещения. Стремление найти лучшую работу и увеличить доход шаг за шагом и нас подталкивает к мировой тенденции: ежедневно в столицу ездят трудиться сотни специалистов из Борисова, Жодино, Дзержинска, Молодечно, Смолевичей... Корреспондент «СБ» прокатилась в электричках и узнала, каково это — каждый день подстраиваться под расписание поездов.


Молодечно. 6.30. До отправления самой популярной у работающих в Минске электрички еще 15 минут, но в вагонах уже людно. Каждый старается занять место поудобнее, ведь 77 километров предстоит преодолевать почти два часа. Что тут скажешь, долго. Но эмоции у людей разные. Кто–то привык, а другой мается. Скажем, когда накануне своего экспериментального путешествия я попросила знакомую преподавательницу вуза, несколько лет работавшую в Минске, поделиться впечатлениями об оставшихся в прошлом ежедневных поездках из Молодечно, она честно призналась, что рада возможности больше не ездить:

— Я нашла работу дома. Но многие ездят, и занятие это, на мой взгляд, на любителя. Из плюсов: можно спокойно читать, думать, записывать. Если не успела подготовиться к лекции — то, что надо! Из минусов — навязчивые попутчики, пристающие с разговорами, когда хочется просто помолчать...

За минуту до отправления в вагон забегают студенты. Уф, успели. Рядом садятся женщины с идеальными прическами и макияжем. Как выяснилось в разговоре, работают в банковской сфере. Чтобы собраться так, с иголочки, встать им наверняка довелось задолго до рассвета. «Без пяти шесть из дому вышла», — словно прочитав мои мысли, говорит одна из собеседниц. Еще одна наша попутчица — дама лет 45, для нее сегодняшний день особенный, ведь завтра начинается отпуск. В планах, говорит, пока главный пункт — выспаться.


Поезд отправляется, и с каждой очередной станцией пассажирам приходится потесниться. Некоторые и вовсе едут стоя. Многие здороваются, обмениваются новостями, особенно расчетливые еще в Молодечно заняли места для друзей–попутчиков из Фестивального и других пригородных остановок.

— Я дорогу легко переношу, но людей в возрасте, как я, немного. Посмотрите, в основном молодежь в электричках катается, отсыпаются, пока едут. Жилье в Минске снимать дорого, а так экономия получается и в доме своем живешь, — объясняет попутчица Нина Ивановна, которая уже много лет работает в столичной строительной фирме. — На месте работать, конечно, лучше. А тут по два часа в каждую сторону — все–таки очень много времени уходит. На маршрутке оно быстрее, но и дороже, каждый день не наездишься — не будет смысла в Минске работать. У меня и моих знакомых выходит по 500 — 800 рублей в месяц — немного, поэтому выбираем электричку. Зато знаете, сколько я детективов за поездки перечитала?

И чтобы не быть голословной, Нина Ивановна достает из сумочки две книги в мягкой обложке — романы Татьяны Поляковой.

Борисов. 6.30. Отправляется электричка на Минск, которая идет всего час. На столичный вокзал она прибывает в 7.39. Кому на работу к девяти — слишком рано. Местные объясняют, что есть два других варианта — в 6.36 и 7.12. В обоих случаях в поезде придется провести час и 40 минут. Для чуть более 70 километров — немало. В отличие от скоростной эти две электрички прибывают не на вокзал, а к станции метро «Институт культуры».

— Мне в этом плане везет, — рассказывает Наталья, которая ездит на работу в частный медцентр. — По линии метро добираться быстро, поэтому, когда на работу к 9.00, можно выехать из Борисова даже на 7.12. В Минске я где–то без десяти девять и все успеваю. А вот если к 8.00 — тут без вариантов: в 6.30 уже стоишь на вокзале, из дому выходишь около шести, подъем в 5 утра...


Для репетитора Евы Гилевич дальние поездки на работу — тоже дело привычное. Несколько лет она ездила из Борисова в Минск и старалась чередовать транспорт для большего удобства: днем — маршрутки, которые дороже, но комфортнее, а вечером — электрички. Если попадешь на скоростной поезд — за час можно добраться. Сейчас репетитор живет под Воложином и путь до работы на машине занимает чуть более часа. По словам собеседницы, это некритично:

— Народ по Минску добирается столько же времени. И я не могу сказать, что эти несколько часов в дороге — потерянное время. В электричке преподавателю можно подготовиться к занятию — два часа ты полностью посвящаешь работе. В машине можно слушать аудиокниги, и время в пути проходит с пользой.

Минск. 18.15. Забегаю в электричку до Молодечно. Таких, еле успевших, тут много. До конечной нам ехать час и 44 минуты. Картина заметно отличается от утренней. В вагоне много свободных мест. Пассажиры уткнулись в телефоны и планшеты, в основном смотрят сериалы. Несколько человек читают книги и газеты. Выбираю место рядом с дамой, погруженной в разгадывание судоку.

С каждой остановкой людей прибавляется. Напротив нас в Ждановичах присаживаются две женщины–продавщицы. С работы они едут с сумками покупок — огромные пачки стирального порошка чего стоят! Но разговорить их удается лишь спустя полчаса пути: дамы с головой ушли в обсуждение того, как лучше готовить печень трески (кулинария и дача — два бесспорных тематических лидера в таких беседах). Одна из продавцов, Надежда Сергеевна, рассказывает, что до пенсии еще далеко, работала в магазине в Молодечно, а тут по знакомству предложили место получше, только в Ждановичах:

— Сомневалась, считала, что ездить неудобно каждый день, но уже привыкла. Каждый день с одними и теми же людьми еду, в вагоне много знакомых. Мы вот и с Любой в поезде познакомились — за болтовней дорога незаметно пролетает. Но главное — платят хорошо. Сын у меня, знаете, вредный. Денег давай и давай, то на гитару, то на кроссовки модные. Не понимает, что заработать непросто, а я и так одна семью тяну на себе.

— Оправдывает заработок такие поездки каждый день?

— Как повезет. У меня знакомые оба хорошо зарабатывают в Минске. Один минус — домом заниматься некогда, поэтому приходится обращаться к службам, которые берут на себя серьезную уборку квартиры вплоть до мытья окон...

Разговор перебивает паренек, который появляется в вагоне с гитарой. Пассажиры не в восторге. «За день на работе в голове шумит, а тут еще композитор объявился!» — раздраженно отрывается от газеты мужчина на соседнем сиденье. К счастью, гитарист решил не утомлять: спел куплет, собрал несколько монет и пошел в следующий вагон. Пассажиры начинают дремать под стук колес. В Молодечно мы прибудем только к 20.00. Пока большинство моих попутчиков доберется домой, будет уже около девяти. Так что ужин светит поздний...

А как у них?


В России около миллиона человек каждый день приезжают на работу в Москву, чаще всего отдавая предпочтение электричкам или автомобилям.

В Канаде обычное дело ездить на работу более 100 км в одну сторону.

Некоторые немцы каждый день добираются на работу в Швейцарию, где выше зарплаты.

В Лондоне скоростные электрички связаны с метро, что делает дорогу на работу из пригородов еще более комфортной.

pasiyak@sb.by

Версия для печати
Ирина, 45, п.Марьино
Я как тот человек, который ежедневно встает в 5, чтобы в 6.10 сесть в электричку и поехать на работу, не могу не сказать о тех проблемах, на которые не акцентировала внимание автор статьи. И это, прежде всего, те мелочи, из которых складывается глобальное мнение о работе нашей железной дороги.
Оставим за скобками причины, по которым люди ищут работу в Минске - они в статье рассмотрены и в основной своей массе отражают реальные тенденции. Но вот почему не задан главный вопрос: техника и технологии шагнули далеко вперед, а из Борисова или Пухович люди добираются до Минска, дольше, чем это было еще какой-нибудь десяток лет назад? Почему не ускоряется движение? Или, может, это всех устраивает?
Сужу по собственному опыту. Я езжу на работу в Минск уже почти девять лет. Девять лет назад электричек, которые стоят под обгоном, можно было в день встретить одну-две. Сейчас ВСЕ вечерние электрички на Пуховичи, на которых люди едут с работы (17.41, 18.20, 19.17, 20.00) стоят в лучшем случае по 8-10 минут, пропуская другие поезда. Люди едут с работы! Они устали! И их заставляют тупо сидеть в вагонах, потому что не могут грамотно составить графики движения? Или есть и другие причины?
На мой взгляд, давно назрела необходимость провести мониторинг активности по каждой из остановок в течение суток, потому что количество билетов, купленных в кассах, - абсолютно некорректный показатель. У меня, например, проездной, и беру я его в Минске, а не там, где я утром сажусь в электричку. На каких-то остановках в отдельные часы вообще никто не сходит и не входит. Так может, их можно пропускать? Еще года три назад у меня был выбор при поездке с работы - уезжать чуть раньше и постоять под обгоном или сесть в следующую электричку, которая пропускала ряд остановок. Сейчас таких электричек нет! По крайней мере в самое востребованное время.
Городские линии только усложнили работу железной дороги и пассажиров, которым нужно на пару станций дальше, чем они идут. Для того и нужны исследования, чтобы определить РЕАЛЬНЫЕ, а не назначенные потоки активности пассажиров. Я уверена, что если бы городские линии продлили до Пухович от Руденска, до Борисова от Смолевич - они оказались бы в разы больше востребованными. И это, кстати, решение еще одной проблемы, о которой не думают. Минск перегружен. Население прирастает. Не просто хорошее, а быстрое транспортное сообщение с пригородами позволит людям не мечтать о собственном жилье в Минске, а более активно строиться именно в пригородах, где есть масса плюсов - начиная от стоимости жилья и заканчивая экологией. А так большинство тех, кто ездит, особенно молодежи, в итоге устает от дороги и всеми правдами-неправдами цепляется за столицу.
Кстати, железная дорога, прокалывается и на других мелочах. Сейчас у платформы будет стоять электричка, но двери для пассажиров в ней откроются только за 15 минут до отправления. И наплевать, что нет навесов над платформами (нельзя же всерьез воспринимать те короткие аппендиксы, которые сегодня существуют), нет лавочек по всей длине платформы. Наплевать, что идет снег или дождь, или солнышко жарит! Люди выдержат, это же не техника, которую нужно беречь.
А еще, вы когда-нибудь бегали за последним вагоном короткой электрички? Вот руководители движения точно не бегали, с сумками, с детьми, пожилые или молодые. Ничего, догонят. Это же так важно: остановить первый вагон точно возле таблички "Остановка первого вагона". А еще порой замечательно экономят электричество, когда на улице сыро и зябко, но включить отопление в вагоне нельзя - это перерасход энергии будет. Вам же всего только два часа ехать - выдержите, уважаемые пассажиры...
И если, опаздывая на электричку, ты заскакиваешь в вагон без билета (потому что до следующей будет перерыв часа в два) - все, ты нарушитель, если не сказать преступник. А я готова купить билет, но низ-з-зя! Негде и не у кого. Где терминалы в вагонах? Где SMS-билет? Почему в дизелях может ходить кондуктор и продавать билеты, заметьте себе, с наценкой, и никто не обижается и с удовольствием платит, а в электричке ты автоматически становишься нарушителем? Может, и об это тоже пора подумать железной дороге?
И это далеко не все мелочи, о которых можно говорить. Если мы хотим сделать сою жизнь лучше и комфортнее, то начинать нужно именно с мелочей!
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?