С водки рубль прибыли, а три – убытков

ПРАВИТЕЛЬСТВО изучит вопрос повышения возраста продажи алкоголя до 21 года. Речь об этом шла на заседании Межведомственного совета по формированию здорового образа жизни, профилактике и предупреждению пьянства, алкоголизма, наркомании, потребления табака. Кроме того, решено дополнительно изучить аспекты сокращения количества разрешенных торговых мест для реализации высокоградусной, качества и ассортимента отечественных вин, а также реабилитации лиц с алкогольной зависимостью.


В целом уровень потребления алкоголя в стране снижается — за 2016 год он составил 8,1 литра на душу населения (для сравнения: в 2011-м было 12,2 литра). Но давайте подсчитаем. Эти самые восемь литров со «стограммовкой» рассчитаны на каждого из нас в возрасте от 0 и выше. Теперь отминусуйте тех, кто бокал вина видит по большим праздникам или вовсе не пьет, как младенцы… И сразу станет понятно, что проблема по-прежнему остра. Плюс ко всему каждое четвертое преступление в стране совершается именно в состоянии алкогольного опьянения. Причем доля убийств, грабежей и разбойных нападений, хулиганств, совершенных в пьяном угаре, констатируют в МВД, достигает 80 процентов.

Сегодня говорить о современных и эффективных методах профилактики этой беды пока сложно. Почему? Проблема, по мнению заместителя начальника управления профилактики ГУОПП милиции общественной безопасности МВД Сергея Красуцкого, заключается в том, что спиртные напитки и слабоалкогольные поставлены вровень с продуктами питания. И такую картину можно наблюдать практически в любом магазине. А это формирует в обществе лояльное отношение к алкоголю. Раз он доступен, думает иной потребитель, раз представлен в изобилии рядом с другими группами товаров, то почему его не считать таким же, скажем, продуктом… питания? Конечно, понять тех, кто торгует алкоголем, можно – перед ними стоит задача получить прибыль. Но ведь в тот момент, когда они ее получают, общество и государство терпят убытки. Исследования показывают, что, получая рубль прибыли с налогов или акцизов, мы теряем три рубля, которые уходят на лечение граждан, страдающих от алкогольной зависимости.

Какую стратегию надо определить как правильную, чтобы снизить уровень потребления высокоградусных напитков и при этом не наломать дров, как это было во времена сухого закона, когда активизировались самогонщики, продавцы фальшивого пойла? Категорическими запретами, как показывает практика, культуру потребления спиртных напитков привить нельзя. А вот ограничительные меры пользу принесут. МВД озвучило ряд предложений, которые могут сыграть свою положительную роль. К примеру, ограничить время реализации слабого и крепкого алкоголя (не касается кафе, ресторанов) с 22 или 23 часов и до 9 утра. А в магазинах оборудовать для рядов с «горячительным» обособленный товарный отдел.

Что касается продажи алкоголя на АЗС, здесь это дело тоже предлагается ограничить. Однажды на одной из заправок на оживленной трассе поинтересовалась, часто ли водители приобретают спиртное. Редко. А вот публика из ближайшей деревни, когда магазин закрывается, сюда захаживает. Обособленные товарные отделы в магазинах? Почему бы и нет. Ведь смогли же «спрятать» с глаз табачные изделия. Другое дело, как быть с небольшими магазинчиками в сельской местности, где отдельную торговлю в одном зале организовать будет трудно?

У нас сложилась ситуация, когда количество объектов, в которых продают алкогольные, слабоалкогольные напитки и пиво, в разы превышает уровень развитых стран. В среднем на 10 тысяч населения приходится 17 объектов торговли, реализующих алкоголь. То есть один магазин на 600 человек. А в Норвегии и Швеции – на 4,5 тысячи человек. В Исландии – на 15,9 тысячи! Мировой опыт показывает, что один из действенных механизмов сдерживания дальнейшей алкоголизации общества – ограничение доступности спиртного. Кстати, в некоторых странах действует запрет продажи алкоголя в вечернее, ночное время, по дням недели. К примеру, в Швеции не продадут его в воскресенье. В соседней Литве уже с нового года спиртное продадут только тем, кому исполнилось 20 лет. Да и купить бутылочку «горячительного» можно будет по будням и в субботу с 10 утра и до 8 вечера. А в воскресенье и вовсе с 10.00 до 15.00.

У нас тоже предлагается разрешить покупку алкоголя с 21 года. Вспомните, в свое время так сделали еще в Советском Союзе. Кстати, возраст от 18 до 21 называют пиковым, когда правонарушения совершаются в нетрезвом виде. А кому у нас столько? Студентам, учащимся, молодежи. Ведь если бутылка пива дешевле, чем разовый абонемент в фитнес-клуб или поход в кино, то, как сложится выбор компании молодых и беззаботных, предположить просто. Куда сложнее оборудовать в общежитии бесплатный тренажерный зал, на улице – площадку для воркаута. Но ведь все мы понимаем, что такие вложения на самом деле окупятся сторицей – здоровьем будущего поколения.

korenevskaja@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Виталий ПИВОВАРЧИК
Загрузка...