Препятствия на велодорожках: мы проверили, с какими трудностями сталкиваются велосипедисты на улицах Минска

С ветерком по мостовой

Правда ли, что пешеходы испытывают непреодолимую тягу к прогулкам по дорожкам, предназначенным для велосипедистов? Стала ли панацеей для поклонников двухколесного транспорта выделенная на проезжей части велосипедная тропа возле «Комаровки»? Насколько дружественна к ним дорожная инфраструктура города? Ответы на эти вопросы искала корреспондент «Р».

Едем своей дорогой

Идея проверить, насколько комфортно в городе велосипедистам, родилась во время поездки мимо Комаровского рынка. Из окна машины с раздражением наблюдала авто, припаркованное на велодорожке. Реверансом в сторону велосипедистов, чьему движению оно явно мешало, была «аварийка» — мол, не волнуйтесь ребята, я тут ненадолго… Очень мило, но что сейчас делать тем, кто на двух колесах? Терпеливо ждать, пока вернется с авоськой помидоров владелец? Выезжать на проезжую часть, вклиниваясь в плотный поток машин? Или ломиться между клумбами на пешеходный тротуар с его не менее оживленным движением?

Выделенную велосипедную дорожку, пролегающую по обеим сторонам проезжей части Веры Хоружей от улицы Якуба Коласа до Куйбышева, Анастасия Янчевская, директор Минского велосипедного общества, считает одним из лучших вариантов, имеющихся сегодня в городе:

Дорожка на ХОРУЖЕЙ — одно из лучших в городе решений для велосипедистов.
— Благодаря велодорожке на перекрестке Хоружей — Коласа обустроен наземный пешеходный переход, чтобы не спускаться с велосипедами под землю. Стало удобнее ходить и родителям с колясками. Дорожка продолжается через Куйбышева, это тоже очень удобно. Для безопасности всех участников движения установлены специальные светофоры для велосипедистов. Дорожка имеет заметное зеленое покрытие в местах пересечения с другими транспортными потоками.

Что ж, проверим, насколько здесь комфортно!

Дорожка достаточно широкая, чтобы две велосипедистки могли ехать рядом. От проезжей части ее отделяют делиниаторы — небольшие возвышения, которые машине не преодолеть. Их установили буквально на днях, пока только со стороны Комаровского рынка, да и то не везде. Первая опасность подстерегает там, где заезд на стоянку маршруток, — легковушка-такси почему-то начинает сдавать задом прямо на нас. Правда, притормаживает, но все равно страшно. Быстренько, почти с заездом на проезжую часть, огибаем высунувшуюся «корму» машины. В нескольких метрах от нас на велодорожке притормаживает авто. Правда, очень ненадолго, чтобы забрать девушку, так что помех нам не создает.

За улицей Куйбышева велодорожка исчезает — как и не было ее совсем! Ни знаков, ни разметки…

— Разметка на тротуарах не является панацеей, — предупреждает Анастасия. — Она носит лишь рекомендательный характер, да и наносить ее не везде целесообразно — там, где широкие тротуары или мало пешеходов, люди с велосипедами и так разойдутся.

Миновав автостоянку, пересекаем дорогу, чтобы по другой стороне Хоружей вернуться на улицу Якуба Коласа. Дисциплинированно ждем, пока на светофоре загорится зеленый велосипедик. Пора трогаться, но… Прямо у переднего колеса обнаруживаю решетку ливневой канализации, расстояния меж прутьев которой как раз хватит, чтобы поглотить шину и выбить меня из седла. Для характеристики такого сюрприза есть сочное белорусское слово «пастка»…

Несмотря на отсутствие с этой стороны делиниаторов, оставленных на велодорожке машин нет. Но сознательности водителей порадоваться не успеваю.

Сегодня будний день, а по выходным здесь паркуются, — остужает мой пыл Анастасия.

Перед остановкой «Станция метро «Площадь Якуба Коласа» желтые полоски, обозначающие границы дорожки, виляют вправо и буквально через метр заканчиваются. Мы остаемся наедине с хаотичным движением пешеходов, ожидающих транспорта, и их недобрыми взглядами. Скорей, скорей прочь отсюда!

Кадриль на тротуаре

Дальнейший наш путь лежит по улице Якуба Коласа к Логойскому тракту. Тротуар довольно узкий, но и людей здесь немного. Зато полно выбоин, на которых жалобно стонет что-то в звездочке заднего колеса. Терпи, дружище!

Напротив корпусов БНТУ тротуар уходит в небольшой скверик, обзаводится скамеечками, расширяется… Мне всегда казались лишними надписи в переходе между линиями метро, призывающие держаться правой стороны: неужели кто-то не знает этого основополагающего принципа движения? Оказывается, есть такие — то и дело натыкаемся на шествующих по центру тротуара. Опытная Анастасия непринужденно идет на обгон, я однажды замешкалась. Кажется, слева удастся втиснуться между человеком и высоким бордюром, нажимаю на педали — но нет, пешеход по неизвестным причинам тоже забирает влево. Бью по тормозам, надеюсь проскочить справа — и он шагает туда. В результате этой кадрили пришлось спешиваться.

Пересекаем Сурганова, двигаемся по левой стороне Якуба Коласа, где натыкаемся на очередной «нежданчик»: за перекрестком с Некрасова несколько домов затянуты строительной сеткой, по остатку тротуара проложен деревянный настил с навесом. На велосипеде нечего и думать туда соваться, со встречными не разминемся. Приходится возвращаться к перекрестку.

— Автомобилистов обычно знаками предупреждают о ремонте дороги, сложном участке, — комментирует Анастасия. — О велосипедистах здесь и не вспомнили.

Относительно спокойно добираемся до перекрестка с Волгоградской, после пересечения которого застываем в недоумении перед дорожным знаком. В синем кружочке сверху изображен пешеход, под ним — велосипед. Движение по какой стороне тротуара он нам рекомендует? На разметку надеяться нечего: ее здесь нет.

Чтобы продолжать путь, проще перебраться на другую сторону улицы. Регулируемый пешеходный переход, знак, оповещающий, что здесь двигаются и пешком, и на велосипедах, но разметки нет.

Начинается Логойский тракт, где велосипедистов тоже подстерегают трудности. Тротуар становится все хуже. Так и тянет перебраться на полосу для машин, обустроенную вдоль Севастопольского парка. Но, увы, нельзя. Велосипедистам на проезжей части не место.

Некоторые водители создают помехи движению, несмотря на желтые полосы и делиниаторы.

Необъяснимое притяжение

С горем пополам добираюсь до Уручья. В этом мне, кстати, очень помог переход под кольцевой в районе ТРЦ «Экспобел». Кручу педали по улице Стариновской. Зеленый газон отделяет пешеходную дорожку от велосипедной, знаки четко указывают, кому и где двигаться. Но вот парадокс: на пешеходной дорожке ни души, зато на велосипедной — и мамы с колясками, и молодые мужчины в наушниках, и стайки девчонок.

— Скажите, почему вы идете по велосипедной дорожке? — торможу возле одного из пешеходов.

Тот едва взглядывает на меня, бурчит что-то под нос и продолжает свой путь. От двух парочек взрослых мужчин и женщин вообще еле колеса унесла, сопровождаемая нелицеприятными возгласами, — настолько их расстроил мой вопрос. Девушки переглядываются, удивляются, говорят, что не обратили внимания, и быстро перескакивают в «свою» полосу.

По результатам своей поездки поняла: пока что велосипедисты у нас самые бесправные. По проезжей части дороги двигаться им нельзя (да я и сама не хочу!), можно ездить по велосипедной дорожке, а если ее нет — по обочинам, тротуарам или пешеходным дорожкам. При этом ни в коем случае не мешать пешеходам, главные там — они. Боюсь, ездить на работу на велосипеде я пока не готова, хотя и очень хочется. Впрочем, опытные люди говорят, чем больше ездишь, тем проще становится.

Интенсивность велодвижения неуклонно растет, все больше и больше людей выбирают этот экологичный и удобный вид транспорта. По подсчетам, сделанным в прошлом году Минским велосипедным обществом, среднее количество велосипедистов в контрольных точках составляло 85 в час. Сейчас, с распространением прокатных велосипедов, этот показатель еще больше. Так что нет сомнений в том, что велоинфраструктура будет активно развиваться. Хочется надеяться, что и пешеходы с автомобилистами станут считаться с велосипедистами, а не воспринимать их как досадную помеху на пути.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter