С веслом наперевес

Приключения белорусов, украинцев и поляков, проплывших 800 километров по Бугу и Висле на байдаркахБрестчанину Игорю Шалаеву по паспорту 47 лет, но на вид — никак не больше тридцати пяти. Сотрудник службы охраны Брестского академического театра драмы занимается атлетической гимнастикой, бегом, плаванием, катается на велосипеде. Так и просится рекламное “Не курит”, и это действительно так. Главным своим рекордом брестчанин считает хорошее здоровье. Быть сильным и собранным — и цель, и мировоззрение этого человека. Эта сила очень пригодилась ему во время 35-дневного заплыва на байдарках, в ходе которого Игорь преодолел 778 километров. Больше, чем кто-либо другой из группы, в состав которой входили белорусы, украинцы и поляки. Всех объединила одна общая река — Западный Буг. Участники сплава “Роднит нас Буг” преодолели в мае—июне этого года порядка 800 километров в трех странах. Почему люди выбрали такой необычный способ провести свой отпуск и как в Беларуси присоединиться к движению водных туристов?

Чудесное спасение
Первый вопрос, который с ходу задаю экстремальному туристу: а опыт водных походов у вас был? Оказалось, Игорь в последний раз сидел в байдарке в десятом классе. Однако рискнул испытать себя и выдержал все трудности, попутно вытаскивая из холодной воды других участников. Кстати, даже совершенно неопытные женщины и подростки успешно осваивали науку управления каяком. Самым младшим в международном водном походе был 14-летний брестчанин Александр Болденко, самым старшим — его отец, знаменитый велопутешественник Валентин Болденко, разменявший шестой десяток.
У истоков реки в деревне Верхобужье Золочевского района Львовской области команда символически спустила лодки на воду и проплыла несколько метров. Первые три дня были самыми сложными, вспоминает Игорь Шалаев. Речка в этих местах неглубокая, около пятидесяти сантиметров, полугорная, с порогами. Быстрое течение несет мимо заросших деревьями и кустарником берегов, и то и дело рискуешь наткнуться на “рогатину” и получить серьезную травму. Практически каждые 20—30 метров приходилось разбирать и прорубать завалы, устроенные бобрами и ветром, пробираясь вперед по колено в ледяной (4—6°С) воде. А временами и тащить лодку со всем снаряжением на себе. В те дни путешественникам удавалось за сутки преодолевать не более пяти километров из запланированных двадцати пяти. Чуть неправильно выставишь лодку — и за секунды тебя опрокинет и перевернет.
— Однажды руководителю нашей группы, который плыл первым, довелось пережить настоящий ужас, — рассказывает Игорь. — К нему подплыли перевернутая лодка, весло, выпавшие вещи, а человека нет. Марек бросился по берегу назад и увидел висящую на дереве Ирину Шалаеву, журналистку из “Вечернего Бреста”, одну из главных инициаторов проекта. Ногами она пыталась удержать собственную лодку. А в нескольких метрах от нее подплывал к берегу в спасательном жилете один из самых юных участников проекта. Пытаясь помочь ему, Ирина и оказалась на дереве. Пришлось выручать обоих.
Зачем нужен этот экстрим?
И все же, по словам участника международного сплава под девизом “За единение народов Польши, Украины и Беларуси”, члены команды не жаловались, все искупали яркие впечатления и совершенно новый опыт. Приветливость местных жителей, красота природных пейзажей, незабываемые вечера у костра, шутки и смех сопутствовали участникам этого экстремального путешествия. Кто-то сходил с дистанции, приезжали попробовать себя новые люди, и у всех энергия била через край.
— Уровень адреналина в крови иногда просто зашкаливал, поэтому, несмотря на холод и постоянно мокрую одежду, никто не простудился, — вспоминает Игорь Шалаев.
— Что вы посоветовали бы, исходя из своего опыта, взять в водный поход?
—Лишними, как оказалось, были книги: читать было просто некогда. Правда, вечером у костра мы читали друг другу стихи. Главное в подобном приключении — иметь возможность попить и поесть горячего. Костер не всегда удается развести, поэтому я брал с собой 300-миллилитровый газовый баллончик и горелку, чтобы при необходимости кипятить чай. Спальник, палатка, туристический коврик, сухая одежда, средство от мошкары — без этого точно не обойтись.
Игорь надеется обязательно снова поучаствовать в подобных проектах. Говорит, что это затягивает. Что характерно, во время сплава по Бугу никто не употреблял спиртное.
Хотите на байдарку?
В сентябре этого года спортивному туризму в Беларуси исполняется 60 лет. В свое время тысячи белорусов ежегодно отправлялись в походы по водным артериям страны. Как дела обстоят сегодня? Предлагают ли организацию водного туризма туристические фирмы и сколько стоит это экстремальное удовольствие? Заместитель председателя ОО “Республиканский туристско-спортивный союз” Валентина Максименко рассказала, что в прошлом году в Беларуси было зарегистрировано 130 организованных групп водных туристов, или 1140 человек. Примерно столько же отправились сплавляться, не зарегистрировавшись официально. В свое время каждую неделю в заявочный день собиралось по 500—600 желающих, вспоминает специалист, постоянно проводились “звездные походы” (по местам славы), массовые походы выходного дня. Сейчас ручеек водных туристов сильно обмелел, стареют опытные туристические кадры, а новых не готовит ни один вуз в республике. Кроме того, оборудование стоит довольно дорого — одна только лодка “потянет” на тысячу долларов. И тем не менее туристы все же путешествуют по белорусским рекам. Валентина Максименко уточняет, что поход обычно длится 6—8 дней, охотнее всего сплавляются по Западной Двине, Страче и Припяти, Березине и Неману, а также по Нарочанскому краю. Ради рафтинга выезжают белорусы и за границу — в Карелию, Карпаты, на Кольский полуостров.
Некоторые туристические агентства организуют туры выходного дня со всем комплектом экзотики водного путешествия для людей любого уровня подготовки. Как рассказал директор туристско-экскурсионного агентства “Минсктурист” Сергей Загадский, в тур выходного дня на байдарках выезжают те, кто мечтает сменить офисный пиджак на спасательный жилет. Немало среди таких туристов пресыщенных заграничными курортами обеспеченных людей, которые открывают для себя прелести активного отдыха в родной стране. И сборную группу, и, к примеру, корпоративное объединение туристов обязательно предварительно инструктируют, выбирают им место сплава, к примеру, по рекам Неман, Бобр, Березина, Ислочь или Нарочанка. Тур на выходные с питанием, амуницией и арендой лодок стоит порядка 240 тысяч рублей на человека.
Еще одна туристическая фирма организует выезд на неделю в палаточный лагерь на озера в Россонском районе Витебской области на территории ландшафтного заказника республиканского значения “Синьша”. Туристам в числе прочего обещают пешие походы и сплав на байдарках, песни у костра, баню, рыбалку, сбор грибов и ягод. В стоимость недели отдыха входит проживание в палатках, прокат туристского снаряжения (спальник, коврик, одеяло), четырехразовое питание, прокат байдарок и спортивного инвентаря, услуги инструкторов. Без учета проезда за неделю “лесного” отдыха придется заплатить 210 тысяч рублей. Как рассказали в турфирме, в прошлом году в этот палаточный лагерь приезжало до сотни туристов. Еще один вариант отдыха предлагает другая  туристическая организация совместно с Национальным парком “Браславские озера” —  восьмидневные водные походы по озерному краю. Есть на рынке предложений для туристов-водников и туры в соседнюю Россию. Для сравнения: комбинированный пеший и водный маршрут на Байкал обойдется туристу как минимум в 900 долларов плюс стоимость авиабилета. Цена на рафтинг в Карелии начинается от 195 долларов.
Очевидно, что отдых в Беларуси может быть гораздо дешевле заграничного, а уж впечатлений точно на всю жизнь хватит.

 Кстати Где купаться запрещено?

Жаркая погода заставляет людей устремляться к водоемам, однако на некоторых купаться уже запрещено. В конце каждой недели этот “черный список” пополняется новыми названиями. Как сообщили в ГУ “Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья”, по состоянию на 2 июля 2009 года вынесены постановления о запрещении купания в местах массового отдыха на 31 пляже и водоеме Беларуси. В купальный сезон бактериологическое исследование воды из водоемов в местах массового отдыха проводится в среднем один раз в неделю. При получении двух последовательных неудовлетворительных по бактериологическим показателям результатов анализов воды из одной точки отбора территориальными органами госсаннадзора выносится постановление о запрещении использования водоема в культурно-бытовых целях.

Где же запрещено купаться?

 В Брестской области:

озеро Светиловское Барановичского района;
река Щара, дер.Дарево Ляховичского района;
озеро Сятье, дер.Велемичи Столинского района;
зона отдыха оздоровительного лагеря “Чайка” Ляховичского района;
река Ведьма, г.Ляховичи Ляховичского района.
 В Витебской области:
река Западная Двина (за исключением зоны отдыха парка “Мазурино” г. Витебска);
река Лучеса, г.Витебск;
река Витьба, г.Витебск;
озеро Шаты Полоцкого района;
озеро Суя Полоцкого района;
озеро Яново Полоцкого района;
зона отдыха ДОЛ “Чайка”.
 В Могилевской области:
река Березина в районах центрального пляжа и пляжа “6-й микрорайон” Бобруйского района.
 В Гомельской области:
река Припять Мозырского района.
е В Гродненской области:
озеро парково-замкового комплекса “Мир” Кореличского района.
 В Минской области:
Смолевичское водохранилище;
Петровичское водохранилище;
озеро Михайловское Пуховичского района;
озеро у д.Новоселки Борисовского района;
озеро у д.Слобода Борисовского района;
озеро у д.Мстиж Борисовского района;
озеро у д.Холхолица Борисовского района.
 В Минске:
водохранилище Птичь;
водохранилище Цна;
зоны отдыха в районе пляжей № 1, 2—5, 8, 9 Заславского водохранилища.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter