Беженцев из Африки начинают высылать из стран ЕС

С вещами на выход

От мультикультурализма и политики открытых дверей для мигрантов из Африки и Азии не осталось и следа. Вернее, двери-то как раз в Евросоюзе открыты, но уже в обратную сторону. Мол, погостили — пора и честь знать, собирайте чемоданы и в путь.

Фото Рейтер

Вообще-то, среди политиков и граждан ЕС и раньше хватало тех, кто недовольно бурчал о том, что понаехавшие привозят с собой лишь одни неприятности. Тон в этой дискуссии задавали, как ни странно, не старожилы Евросоюза, а более “молодые” его участники — Венгрия, Польша, Чехия, Словакия. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан еще в прошлом году пытался достучаться до коллег, заявляя, что беженцы представляют угрозу для “культурной и религиозной самобытности Европы”, и призывая как можно скорее их депортировать. Однако в Брюсселе, Берлине, Париже, Стокгольме и других городах продолжали принимать незваных гостей, раздавая им щедрые социальные пособия. Дошло до того, что венгерский премьер в сердцах обвинил евробюрократов в том, что те открыто поддерживают террористов, ведь с потоком мигрантов на континент попадают и радикалы. Орбана поддержал экс-президент Чехии Вацлав Клаус, заявивший, что “пришло время начать готовить выход страны из Евросоюза”. Брюссельские еврочиновники пытались образумить своих “несознательных” партнеров. Мол, если будете продолжать возмущаться, то недосчитаетесь многомиллиардных субсидий из общеевропейских фондов.

И вот прошло совсем немного времени, и даже те европейцы, кто относился к беженцам нейтрально, скорректировали свою позицию. В эфире телеканала “Аль-Джазира” недавно вышло интервью с Мухаммедом Шоиб Хусейни, насильно депортированным из Германии. Выходец из Афганистана прожил в ФРГ семь лет, официально работал, исправно платил налоги, не нарушал никаких законов. Но в один прекрасный день в столярный цех, где он трудился, зашли немецкие полицейские, надели на него наручники и отправили в аэропорт. Оказалось, что после долгих лет рассмотрения его заявления миграционные службы посчитали, что оснований для предоставления убежища Мухаммеду нет. А чтобы он не вздумал прятаться, его решили сразу взять под стражу и выдворить из страны. Это лишь частный случай, но общая тенденция очевидна. Находящиеся в ЕС и подавшие в 2016 году прошения о предоставлении убежища выходцы из Африки и с Ближнего Востока уже получили более 300 тысяч отказов. В этом году их, похоже, будет еще больше. Причем в лидерах по количеству отказов и насильственных депортаций Германия и страны Скандинавии. Чем же вызвана такая перемена настроений?

Ответ, похоже, лежит на поверхности: политики “центристского” толка повышают себе рейтинги. За последние пару лет в ЕС резко выросла доля граждан, голосующих на выборах за партии правого толка, традиционно выступающие с антимиграционными лозунгами. И больше всего популярность крайне правых выросла как раз в Германии, Франции, Австрии, Нидерландах, Швеции. Когда же выяснилось, что теракты в Германии и Великобритании совершили лица, попавшие в страну вместе с потоком беженцев, у сторонников борьбы с “понаехавшими” появились дополнительные аргументы.

Социологи компании Pew Research Center констатируют: почти 60 процентов населения Евросоюза уверены, что засилье в их странах мигрантов, исповедующих ислам, повышает риск терактов и подрывает экономику. Этот страх негативно сказывается на отношении граждан ЕС не только к недавно прибывшим беженцам, но и к тем, кто уже давно там живет. Многие из них ведут себя далеко не безобидно. Например, хотя официальный Париж этого и не любит признавать, но в беспорядках во Франции регулярно участвуют дети выходцев из Алжира и Марокко, переехавших на берега Сены еще 30—40 лет назад.

Поэтому опасения других стран вполне объяснимы. Больше всего “чужаков” не любят в Венгрии (72 процента), Италии (69 процентов), Польше (69 процентов) и Греции (65 процентов). Бывший лидер Партии независимости Соединенного Королевства Найджел Фараж назвал решение Меркель принимать беженцев “худшим в политике с 1945 года”. К слову, британское независимое агентство по изучению общественного мнения NatCen в ежегодном докладе назвало основной причиной Brexit недовольство миграционной политикой Великобритании. Почти две трети граждан, которые обеспокоены миграционными процессами, проголосовали за выход Великобритании из Евросоюза.

Понятно, что продолжение политики открытых дверей может лишить правящие партии поддержки населения. Тем более что времени осталось не так много. В Германии выборы пройдут в сентябре, в Австрии — в октябре, в Италии и Швеции — в марте и сентябре 2018 года. Неудивительно, что в преддверии предстоящего политического экзамена власти этих стран, ужесточая антимигрантскую политику, пытаются перетянуть симпатии избирателей на свою сторону.

Возможно, принудительные депортации на какое-то время и поднимут рейтинг неолибералам. Но станут ли они панацеей от всех бед, если в Ливии, Сирии, Ираке, Афганистане до сих пор нет мира, порядка и безопасности?

Поток мигрантов в ЕС с начала года по сравнению с прошлым увеличился в пять раз. А всего в мире ищущих убежища — 65 миллионов. Такую цифру назвал глава международной организации “Врачи без границ” Флориан Вестфаль. Евросоюз как магнит притягивает этих людей и отмахнуться от них уже невозможно. В самом деле, не топить же лодки в Средиземном море.

Задумывалось, что каждая страна в ЕС должна вносить свой вклад в дело решения миграционного кризиса. Практически же не все получается гладко, и некоторые государства ни про какие квоты слышать не хотят даже под угрозой санкций. Более того, недавно Мальта, Испания, Франция отказались открыть свои порты для кораблей с беженцами. 

В результате за всех “отдувается” Италия. Только за первое полугодие в ЕС прибыло свыше 100 тысяч незаконных мигрантов, из них 85 тысяч именно в Италию. В общем, получается замкнутый круг. Разорвать его, открыв “шлюзы” для мигрантов в обратном направлении, самый простой вариант. Но не вызовет ли это новую волну возмущений? Может, сильным мира сего следует уже задуматься о том, чтобы полностью поменять политику на Ближнем Востоке и в Северной Африке, обеспечив там, наконец, мир и конкретную помощь в восстановлении разрушенных экономик.

Есть данные

Швеция признана лучшей страной для иммигрантов. Таковы результаты ежегодного исследования, проведенного U.S. News & World Report. На втором и третьем местах расположились Канада и Швейцария. В первую десятку стран вошли Австралия, Германия, США и Нидерланды.

КСТАТИ

С начала конфликта на востоке Украины в 2014—2015 годах в Беларусь приехало 160 тысяч украинцев. Часть из них получили разрешение на постоянное проживание, мигранты устроились работать в больницы, школы, троллейбусные парки, сельскохозяйственные предприятия, открыли свой бизнес. И никаких квот и финансов никто на это не выделял.

В целом наша страна — единственная на постсоветском пространстве, где с 1991 года наблюдается положительный миграционный прирост со всеми странами СНГ и Балтии. По данным Белстата, всего в прошлом году к нам прибыло 21 038 иностранцев, а уехало на постоянное место жительства за рубеж — 13 098 человек. Приезжают к нам в основном из Украины, Грузии, Казахстана и Литвы.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter