С вершками покончено, приступаем к корешкам

Похоже, все мы можем вздохнуть с облегчением: уборка зерновых в хозяйствах завершена, и стало ясно, что страна, а значит, и каждый из нас обеспечены хлебом на год вперед, до следующего урожая как минимум.
Похоже, все мы можем вздохнуть с облегчением: уборка зерновых в хозяйствах завершена, и стало ясно, что страна, а значит, и каждый из нас обеспечены хлебом на год вперед, до следующего урожая как минимум. Кое-кто, возможно, увидит в этом пассаже повод для иронии. Мол, на дворе XXI век, а мы все о хлебе насущном. Пример соседней Украины, вынужденной сейчас искать зерно за рубежом, поскольку свои посевы погибли, а запасов не оказалось, показывает, однако, что продовольственная безопасность не терпит панибратства и шапкозакидательства. Так что жесткий подход Александра Лукашенко, потребовавшего довести в этом году государственный резерв зерновых до миллиона тонн, а уж потом думать об экспорте излишков, умудренным жизнью людям понятен.

Как же выполняется поручение? Вчера заместитель Премьер-министра Роман Внучко доложил Президенту, что в госрезерв уже засыпано почти 700 тысяч тонн зерна (столько планировалось первоначально). Правительство определилось и с тем, как довести этот показатель до миллиона тонн. Сомнений в достижении этой цифры, судя по всему, нет. Во всяком случае, заявки на централизованную продажу белорусского зерна уже рассматриваются.

А вот экспорт картофеля ограничивать не предполагается. На днях началась его массовая уборка. И хотя в хозяйствах пока собрано около 10 процентов урожая, конечный результат, похоже, не разочарует.

В среднем с гектара хозяйства получают по 172 центнера картофеля, что на треть больше прошлогоднего. Но особенно хорош он на Гродненщине и Могилевщине, где урожайность превышает 200 центнеров. Впрочем, как считают в Минсельхозпроде, это не предел. По словам заместителя начальника управления земледелия аграрного ведомства Виктора Корнева, почти ежегодно до трети клубней мы теряем из-за фитофторы. Вот и нынче августовские ливни спровоцировали развитие этой болезни. К сожалению, пока у крестьян и в хозяйствах нет сортов, устойчивых к ней, а препараты и специальная техника для обработки посевов из-за высокой цены не всегда доступны. Поэтому многие руководители и отказываются от картофелеводства, хотя оно при соблюдении технологии сулит хорошие деньги. Сегодня за тонну картофеля на внешнем рынке дают от 75 до 105 долларов в зависимости от сорта и качества. Учитывая, что нынешней осенью в колхозах и на частных подворьях будет собрано более 7 миллионов тонн клубней, картофельный экспорт может принести многие миллионы долларов. О готовности купить белорусскую бульбу уже заявили Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Смоленск, Тверь, северные регионы России.

И уж, конечно, не останутся без "второго хлеба" и другой отечественной сельхозпродукции наши горожане, о чем Роман Внучко также доложил Александру Лукашенко. Мало того, что многие запаслись картофелем со своих дачных участков, так впереди традиционные осенние овощные ярмарки. Выбор ожидается отменный, а цены - приемлемые. Но необходимо побыстрее убрать урожай, ведь уже через две недели, по прогнозам метеорологов, ожидаются заморозки. И оставшийся на полях картофель может просто погибнуть.

Фото Виктора ДРАЧЕВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter