С верой в счастье

О семье

«В семейной жизни самый важный винт — это любовь», — утверждал классик–драматург и врач в одном лице. Согласны с ним 51 процент респондентов от 18 до 35 лет, ответивших недавно на вопрос: «Что для вас самое главное в создании семьи?» По данным исследования Информационно–аналитического центра при Администрации Президента, большинство призналось: «Любовь и ощущение счастья».


«Люди знают, что это такое, и верят в это чувство», — с улыбкой прокомментировал результаты опроса первый заместитель министра труда и соцзащиты Петр Грушник. При этом оказалось: большинство — 90,5 процента респондентов, состоящих в семейных отношениях, — удовлетворены ими. Интересно, почему тогда более половины зарегистрированных в стране браков потом распадается? И хотя Беларусь в этом отношении, к счастью, не бьет «рекорд» Бельгии и Эстонии, где на 100 браков приходится 75 и 70 разводов соответственно, но и наша статистика далека от примерной. На 100 «свежеиспеченных» семей — около 56 разрушенных...


Любопытен еще один факт. Социологи подчеркивают: классическая модель семьи, которая существовала еще четверть века назад, устарела. Помните одну для всех схему: надо жениться (выходить замуж) до 25 лет, завести минимум одного ребенка? Именно это и считалось хорошо и правильно. Ныне допускаются вариации. Причем их множество. Люди живут в гражданском браке и имеют общих детей. Женщины рожают ребенка до похода в ЗАГС. Вполне допускается обзавестись потомством лишь спустя несколько лет совместной жизни... В общем, каждый выбирает по себе. И за рубежом, кстати, порой чаще, чем у нас. В Беларуси пар, не стремящихся узаконить отношения, — около 10 процентов. Каждый пятый ребенок рождается именно вне брака. А вот во Франции — так и каждый второй.


Но главный акцент семейной политики — конечно, демографический интерес. А именно — повышение рождаемости. Нынче у нас большинство семей — 65,8 процента — ограничились одним ребенком, 28,9 — имеют двоих и только 5 процентов — многодетные. Как обеспечить прирост? Одни эксперты говорят, что надо изменить в сознании людей сам образ: не «мама, папа, я — дружная семья», а «мама, папа и несколько детей». А вот заместитель директора российского Института демографии НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Захаров уверен, что «вбить» образ многодетной семьи как ценности просто невозможно. Он считает, что надо учитывать главное: рождение ребенка тесно связано с прочностью (!) партнерских отношений. Приоритет — не просто повысить рождаемость, а чтобы рождались желанные дети. Но тут вопрос уже в другом: в какой мере мы имеем право вмешиваться в личный выбор?


Конечно, сверхзадача государства — создать такие условия, в которых семья будет иметь все возможности воспитывать двоих и более детей без ущерба для профессионального и личностного роста супругов. И материальный аспект нужно учитывать непременно. Ведь соцопрос показал: рождение еще одного малыша откладывают как раз из боязни, что пошатнется семейное благосостояние (такой ответ дали 49 процентов респондентов). Вот почему в новой Национальной программе демографической безопасности предполагается экономически поддерживать тех, кто решился «на расширение». В частности, увеличить вдвое единовременное пособие при рождении ребенка. К слову, тот же материальный стимул с начала года вовсю использует и соседка Украина. Там семье при рождении первого ребенка выплачивают пособие в размере 3.000 у.е., второго — 6.000 у.е., третьего — 9.000. У нас с 2012–го ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет будет привязано к средней заработной плате по стране. Хотите знать, сколько будете получать на первого, второго? Вычислите соответственно 35 и 40 процентов от этой суммы. Все подсчеты прозрачны и просты. А повлияет ли такой «пряник» на рождаемость? Поживем — увидим.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter