В Минске у старообрядцев появится свой храм

С верой — к миру и добру

Старообрядцы живут своей жизнью. Себя не рекламируют. Поэтому и известно о них не так много. В связи с этим сформировалось неоднозначное отношение: одни чтят их как хранителей давних религиозных традиций, а другие относятся с подозрением и опаской. Кто же такие старообрядцы сегодня и как православная церковь сотрудничает с ними?


Начало положено

Недавно в столичном Лошицком парке произошло долгожданное событие, к которому старообрядческая община в честь пророка Божия Илии шла более 20 лет: митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси совершил закладку капсулы с памятной грамотой в основание старообрядческого храма. Помимо владыки, ее подписали председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович и генеральный директор торгового дома «ЦСК» Игорь Соломахо. В числе приглашенных был также уполномоченный по делам религий и национальностей Александр Румак.

Храм — это место, где почитается Бог, сказал, обращаясь к присутствующим, митрополит Вениамин:

— Люди старого обряда, которые ранее совершали богослужения и собирались в домовой церкви, со временем будут иметь полноценный храм. Возведение такой церкви было и желанием митрополита Филарета. Это важно для верующих, для старообрядцев Минска. Сегодня все идет легко и быстро, а вначале было сопряжено с трудностями и переживаниями.

Владыка выразил надежду, что храм будет расти, наполняться прихожанами. Митрополит отметил, что еще более значимым является строительство храма в душе каждого человека.

Приятным дополнением к событию стала фотовыставка «Старообрядчество в лицах. Связь поколений». Прихожанка Анастасия Степанова с семьей собрала снимки старообрядцев в традиционной одежде разных фотографов.

Потомки поморов

Екатерина Слышкова является заместителем председателя общины, в которой состоят около 350 человек, уже больше двух лет. Она рассказала, что старообрядцы в Минске практически все приезжие, из регионов. Раньше ездили молиться в Борисов, там есть храм, в котором проходят службы по старому уставу.

— Белорусские старообрядцы — потомки русских поморцев, — поясняет она. — В городе Ветке Гомельской области есть старообрядцы поповцы. У них были таинства, а у поморцев не было. После гонений, когда поморцы покидали родные места, последний епископ был убит, и он не смог рукоположить никого на таинство. Все эмигрировавшие старообрядцы получили благословение от русской или зарубежной церкви, а мы нет. В нашей общине служим по поморскому уставу. И мы, и молодежь очень хотим, чтобы были все таинства: причастие, венчание… Без этого нет спасения.

У общины в честь святого пророка Илии интересная история. С 1998 года она входила в состав Древлеправославной поморской церкви, а в 2005-м прихожане обратились к владыке Филарету с просьбой о возведении храма. Он в свою очередь предложил войти старообрядцам в лоно Белорусской православной церкви со своим уставом (службы, пения, чтения проводятся по старому обряду). В 2006 году постановлением Синода БПЦ община была принята в юрисдикцию Белорусской православной церкви как «Старообрядческий приход в честь святого пророка Илии в городе Минске Минской епархии Белорусской православной церкви (Белорусского экзархата Московского патриархата)».

— Владыка Филарет с такой любовью нас встречал! Была глубокая беседа, длившаяся несколько часов, — вспоминает Екатерина Васильевна. — И сейчас митрополит Вениамин относится к нам с любовью, очень внимательно. Мы молимся по старому обряду, со всеми дружим, нет никаких препятствий на пути к строительству храма. Все нас поддерживают, хотят, чтобы такой храм был.

Раз в год в общину приезжает отец Петр Васильев из Москвы, чтобы совершить все требы для желающих в молельном доме. Екатерина Васильевна рассказывает, как важно для нее сохранить веру:

— Я родом из Могилевской области, родители учили меня всегда жить в мире со всеми. Моя мама очень просила, чтобы ее хоронили по старому обряду. На ее похоронах я впервые услышала старообрядческие песнопения. После этого я стала искать общину в Минске. Это мои корни, поэтому для меня было важно перенять родительские традиции. Сначала я крестила по старому чину старшего сына, затем младшего, а потом и внука. Чаще всего сегодня браки смешанные, как и у меня с мужем, но никто из-за этого не ссорится. 

В новой старообрядческой церкви тоже будут крестить детей и венчаться, исповедоваться и проводить службы. Но она все же будет отличаться от остальных православных храмов.

— Отличия в основном в службах, ну и в росписи в старом стиле. Электрический свет будет зажигаться только в определенных местах, а так будут гореть свечи — обязательно восковые. На службу будут приходить женщины в сарафанах, рубашках с длинным рукавом и платках, а мужчины — в расшитых рубахах, тоже с длинным рукавом, подпоясанные. Они обязательно должны носить бороды. А еще всем нужно иметь при себе лестовку, подручник. По левую сторону будут стоять женщины, по правую — мужчины.

Завершения строительства церкви ждут не только люди, но и старинные книги, ценные деревянные и металлические иконы, говорит Екатерина Васильевна:

— Как только будет построен храм, все передадим туда. Есть даже престольный крест (около полутора метров в высоту). Во время войны в храм, где он находился, попал снаряд, но крест остался, позже эта история повторилась. Его бережно хранили все эти годы, и мы занесем его в новый храм. Я мечтаю в этом новом старообрядческом храме повенчаться с мужем.

Братья и сестры

Старообрядка Лариса рассказывает, что сегодня их службы длиннее, чем в привычных для большинства прихожан православных храмах, а крест накладывают двумя пальцами:

— На службу надо обязательно вовремя прийти, всю выстоять, как и всенощную, с 9 вечера до 6 часов утра. Обязаны это делать и молодые, и старые прихожане, и даже дети. Исключения только для болеющих. 

Старообрядец Федор хранит традиции, хотя его жена и дети православные по новому обряду. Никакого недопонимания по этому поводу в семье нет:

— Напротив моего дома расположена православная церковь, я захожу туда свечку поставить за упокой и за здравие.

Такими и должны быть религия, вера, церковь… Люди должны жить в атмосфере любви, мира и понимания.

Прихожане первой и пока единственной минской старообрядческой церкви не собираются останавливаться на строительстве храма. Следующий шаг общины — открытие музея старообрядчества. Уже накопилось достаточно экспонатов для него: прялки, чугунки, ступа, утюги на углях, старинные книги, одежда, обувь.



В ТЕМУ

Лестовка — разновидность четок у старообрядцев, до сих пор используется и другими православными, поскольку очень удобна для молитвы. Она внешне напоминает гибкую лестницу и символизирует духовное восхождение от земли к Небу. Лестовка состоит из валиков, или «бобочек», которые сплетены в ленту. Концы ленты соединяются четырьмя треугольниками — «лапостками», сшитыми попарно. Каждая деталь в лестовке, как и в подручнике, имеет духовный символический смысл.

Подручник (подрушник) — молитвенный коврик, на него кладут руки при земных поклонах. Это сшитый из лоскутков ткани квадрат, простеганный и набитый каким-нибудь материалом. Может иметь ручку или петельку.

СПРАВКА «НГ»

По информации аппарата уполномоченного по делам религий и национальностей, в Беларуси зарегистрировано 34 старообрядческие общины: 18 — в Витебской, 7 — в Могилевской, 2 — в Гомельской, 1 — в Гродненской, 4 — в Минской областях и 2 — в Минске.

Культовых зданий (храмов), принадлежащих старообрядцам, в нашей стране 29, в том числе 18 — в Витебской, 2 — в Гомельской, 6 — в Могилевской и 3 — в Минской областях.

prolyuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter