В развитии органического земледелия сейчас вопросов больше, чем ответов

С утомленной почвы на биоиглу

Человек — земля — растение — человек. Где в этом естественном цикле земледелия место химии


Пока мы только примериваемся к выращиванию чистых продуктов, европейцы заняли под них четверть сельхозугодий. А рынок органической продукции в мире почти 10 процентов от общего объема сельхозпроизводства. При этом постоянно растет, даже в кризис. В среднем оборот таких товаров 85—90 миллиардов долларов в год, а к 2020-му, по оценкам специалистов, он достигнет 200 миллиардов. Нас на добрый десяток лет обставили соседи из стран Прибалтики, Польши.


«УРОЖАИ стабильные, работы меньше, здоровье лучше!» — девиз хоть куда. Естественно, каждый аграрий хотел бы получать чистую и вкусную продукцию, не применяя при этом минеральных удобрений и ядохимикатов. Реальный способ гарантированной прибыли. Увы, пока не получалось. «Зеленую» инициативу сдерживало прежде всего отсутствие соответствующей законодательной базы. Теперь дело сдвинулось с места. Минсельхозпрод вынес на общественное обсуждение соответствующий проект закона. Решение вполне оправданное. Слишком много сейчас дискуссий вокруг нового для нас направления в земледелии. Правда, нельзя утверждать, что традиционное сельское хозяйство сдается. Всему свое время. Но и не замечать продукты с приставкой «био», безусловно, уже не стоит.

Хотя вопросов больше, чем ответов. С одной стороны, где предел интенсификации сельского хозяйства и его зависимости от химических средств защиты и минеральных удобрений? Ведь мы давно «подсадили» землю на «иглу». Продовольственное изобилие требует все новых доз туков, большего количества обработок всевозможными препаратами. И без того утомленная почва деградирует, еще больше забиваясь всевозможными солями.  А с другой — как же наша продбезопасность? По всем подсчетам, с развитием органического земледелия урожаи резко снизятся.

Конечно, нельзя даже предположить, что после возможного принятия закона все производители в одночасье перейдут на экологическое производство. Тому есть несколько веских причин. Во-первых, предприятиям, чтобы ни говорили, нужны вал и рентабельность. Во-вторых, экологические продукты — для более обеспеченных людей. Они изначально должны стоить дороже, поскольку технология выращивания их куда более дорогая. Поэтому купить их сможет не каждый.

Вряд ли пойдут на такой шаг и крупные фермерские хозяйства. Сейчас на внутреннем рынке совсем иные требования к товару — он должен быть красивым и дешевым. Но, к сожалению, экологически чистая продукция не всегда им соответствует. Да, она вкусная, полезная, но хранится недолго, да и выглядит так себе.

По мнению начальника управления аналитической работы, госполитики и регулирования в области охраны окружающей среды Минприроды Натальи Жаркиной, органический способ земледелия никогда не заменит традиционный. Но это элемент той «зеленой» экономики, которая при создании определенных правовых рамок будет способствовать развитию регионов, может послужить улучшению имиджа сельских хозяйств. Когда люди увидят, что это выгодно, что это помогает сохранять плодородие земель, улучшает состояние окружающей среды, то такое земледелие будет распространено в более глобальных масштабах. 

У ученых свои аргументы. По словам директора Института экономики НАН Беларуси Валерия Бельского, широко внедрять органическое земледелие в Беларуси неоправданно. Многочисленные исследования не выявили принципиальных различий в безопасности продукции, полученной в системе органического и традиционного интенсивного производства. Не исключено, что в результате нарушения технологических регламентов может снизиться плодородие почвы. А ведь это — один из основных факторов устойчивого развития отрасли растениеводства. Небольшой спрос на биопродукцию вполне могут удовлетворить фермерские хозяйства и агротуристические комплексы.

Кстати, больше всех в мире средств химизации затрачивают на производство единицы сельхозпродукции в стране, где люди живут дольше, чем где-либо, — Японии. Такой пример привел «СГ» доктор сельхознаук Петр Тиво. Следовательно, утверждение о более высоком качестве продуктов альтернативного земледелия пока не доказано. Конечно, окончательные выводы делать преждевременно, нужны новые обширные и глубокие исследования.

Но уже сейчас понятно, риски присутствуют. Мы не знаем, как изменится, скажем, геном кукурузы, если ее не поливать гербицидами и не «колоть» удобрениями. А вдруг она из-за недостатка минералов, озверев от голода, запустит защитные эволюционные механизмы и приобретет новые признаки? А потом придется бороться с новой напастью.

— При органическом земледелии свято соблюдается естественный цикл: человек кормит землю — земля кормит растения — растения кормят человека, — утверждает председатель правления ассоциации фермерских хозяйств Гродненской области Валерий Адащик. — Да, это пока удел энтузиастов, но их становится все больше. Первым в Беларуси получил европейский «зеленый» сертификат фермер со Сморгонщины Игорь Хващевский. А в феврале в агрогородке Крево Сморгонского района зарегистрировано общественное объединение «ЭкоКрай». В него вошли десять фермерских и личных подсобных хозяйств. Вместе приверженцы натуральной продукции намерены продвигать идеи зеленой экономики.

В стране официально насчитывается лишь около десяти сертифицированных производителей. Получить документ достаточно сложно, и стоит, к слову, весьма дорого. День работы эксперта обходится фермеру в 300—500 евро, а таких дней за один приезд бывает не менее трех. Промежуточный период длится как минимум три года. Причем сертифицироваться должен не только сам продукт, а весь процесс его производства: от почвы, в которую сеют, до переработки и продажи.

Пока же подмене понятий во многом способствует отечественная реклама. Если на европейском рынке экологический продукт и биопродукт — синонимы, то у нас «био» —  это молочные изделия, обогащенные живыми культурами. Маркировка «экологически чистый продукт» и вовсе ничего не значит, поскольку не закреплена юридически.

Дмитрий ЛУТАЕВ, эксперт по органическому производству, член рабочей группы по подготовке законопроекта:


— Самое важное — то, что закон даст определение: органический продукт — только тот, который сертифицирован как органический. Надо, чтобы все понимали: например, биокефир — это продукт не органический, а обогащенный бактериями. Все подобные эпитеты на этикетках «био», «эко» — только реклама.

 Однако сам закон не заработает, пока госорганизации видят только экономию при его внедрении. Так, ключевое требование  Минфина гласит, что принятие документа не должно повлечь новых расходов госбюджета. Тут нужно взаимопонимание. Если фермеры ждут дотирования, поддержки, то без дополнительных расходов не обойтись. Возможно, в ходе обсуждения в проект внесут какие-то изменения. В любом случае мы еще только в начале пути и старались не изобретать велосипед, а сделать закон, в максимальной степени аналогичный европейскому. Для того чтобы органические продукты из Европы признавались органическими у нас, а белорусские — таковыми в Европе. А молоко будем производить или морковь, неважно.

Сергей ЛИТВИН, депутат Палаты представителей, член Постоянной комиссии по аграрной политике:


— Закон определит правовую основу для развития органического сектора. Предварительная подготовка его  поручена рабочей группе при Минсельхозпроде,  который является основным разработчиком. На сегодня это рамочный документ, включающий общие понятия, условия и требования к производству, сертификации и так далее. То есть определяет основные правила игры. Конечно, ориентировались на европейское законодательство в сфере органического производства и надеемся, что в конечном варианте закон не будет ему противоречить. Но для того  чтобы документ заработал, нужен целый ряд подзаконных актов, которые дополнят его: по растениеводству, пчеловодству, переработке продукции и другим. В Украине аналогичный закон, принятый еще в 2013 году, не действует именно по этой причине: нет нужных технических нормативно-правовых актов — регламентов, стандартов и техусловий. Для нас законопроект — это первый и принципиальный шаг в новом направлении земледелия.

shevko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter